"Линия Сталина". Орудийный полукапонир №134.

Jan 11, 2012 20:37


Без сомнения, самым интересным объектом ИКК является орудийный полукапонир (ОПК) №134. Это одноэтажное железобетонное сооружение, с защитой соответствующей типу М-1 (толщина амбразурных стен - 1,5 м, покрытия -1.1 м. ). Обеспечивающей защиту от однократного попадания 203-мм бетонобойного снаряда гаубицы или 152-мм снаряда пушки с расстояния в 4 км.. (Надо отметить, что на момент строительства (1932 год) польская армия на данном направлениии могла выставить против него лишь 155-мм гаубицы. Только в 1936 году прибыли 20 чешских 220-мм мортир)




Схеме планировки полукапонира. По материалам А. Базарнова.
Графика приводится по статье В. Каминского "Минский УР" в альманахе "Крепость России" №3



Вооружение ОПК составляли два 76,2-мм орудия обр. 1902 года на капонирных лафетах обр. 1932 года со сферическими масками-обтюраторами. В ОПК №134 их роль играют переделанные ЗиС-3. Боезапас составлял 300 снарядов на каждое орудие.



Орудие в каземате К1 в лучшем состоянии. ДП у товарища справа служит для обороны входа через специальную амбразуру и для защиты гарнизона при столкновении с противником в момент следования к объекту.



То же орудие снаружи. Бронезаслонка опущена.



Червячные лебёдки для подъёма броневых заслонок, прикрывающих амбразуры. Бронезаслонки не взаимозаменяемы для разных полукапониров в связи с различным расположением механизмов подъёма.



Бронезаслонка правого каземата поднята



В тыльной части полукапонира размещалась фильтровая (на схеме ОПК обозначена буквой "Ф"), где размещалось 4 фильтра ФП-360/ФПУ-360. В 1938-1939 г.г. их заменили на колонки из фильтров ФПУ-50 (применялись в пулемётных ДОТ).



Рядом размещалась агрегатная ("А"), в ней размещались нагнетательный вентилятор "Фарко-2000", бензоэлектрический генератор АЛ-12/2, калорифер и ещё один вентилятор КП-4В для вентиляции самой агрегатной. Аппаратура, установленная в ОПК №134 в основном снята с ОПК № 269 (Батрайон обороны VII) Особенностью полукапонира являлась "зеркальная" по отношению к типовому проекту планировка. Что больше всего сказалось именно в аппаратной.





Дверь аппаратной



Освещение осуществлялось подпалубными фонарями (видны на фотографиях каземата и перископной), "переносками", аккумуляторными фонарями (которых вечно недоставало) и керосиновыми лампами.



У левой стены сооружения располагалась перископная ("П"), оборудованная десятикратным перископом ПДН-2. Их поставка задержалась - поступили в укрепрайон только в 1936 году.



Внутренним средством связи служили переговорные трубы (видны на фотографиях перископной и каземата "К1"). Служили, надо сказать, плохо - во время стрельбы практически ничего не слышно. Что привело к появлению световой сигнализации и опытов с электрическими переговорными устройствами.

Внешняя связь осуществлялась телефоном УНА-Ф (по бронированным или воздушным линиям) и радиостанцией типа 6ПК (номинальная дальность в телеграфном режиме - 6 км, в телефонном - 3 км.). В ОПК №134 установлена гораздо более поздняя Р-407.



Ближайшая родственница орудий, изображающих капонирные, стоит снаружи ОПК. Естественно, что на МиУРе ни в 1932-м, ни в 1941-м таких не было. Помимо 36 капонирных 76,2-мм и 9 45-мм противотанковых орудий в танковых башнях, артиллерия укрепрайона включала ряд устаревших артсистем обр. 1877-1778 г.г. в том числе французских (196 артполк).



Возможно, кого-то озадачила танковая башня, выглядывающая из-за полукапонира на первой фотографии? Дело в том, что чуть ли не на крыше установлен Т-34-76. При всех достоинствах этого экземпляра, он тоже не имеет к укрепрайону никакого отношения. И дело даже не в том, что шестигранные башни-"гайки" пошли в производство только в 1942 году. Дело в том, что в укрепрайоне танков не было вообще. Единственное исключение - списанные Т-18, которые в 1939 году должны были быть переданы в БОВО для перевооружения 45-мм орудиями и установки в качестве неподвижных ПТО. Впрочем, пока документального подтверждения, что такие работы были проделаны на МиУРе - не обнаружено.



Перед фронтом полукапонира разместили типовые противотанковые заграждения. Справа видно шоссе на Родошковичи-Молодечно-Вилейку, близость которого сыграла свою роль в выборе места для ИКК.





Если же взглянуть на карту времен строительства ОПК №134, то никакого шоссе не обнаружится. Только просёлок из деревни Горошки, которая шёл под углом к построенному несколькими годами позже шоссе. Этим объясняется довольно странное на нынешний взгляд расположение полукапонира, как будто построенного для фронтального огня вдоль шоссе.

Схема ротного района обороны "С" с прилегающими участками батальонных районов обороны "VI" и "VII" на топографической карте 1933 года.



Та же схема, перенесённая на современную карту.



В статье использованы фотографии francis_maks, svd, ustas

ДДругие статьи по теме "Линия Сталина"

Вводная

Минский укрепрайон
Ротный район обороны "С"
Орудийный полукапонир №134
Трёхамбразурная огневая точка М-1 №292
Трёхамбразурная огневая точка М-1 №128

Батальонный район обороны "VIII"
Противотанковая огневая точка с башней танка Т-26 ПТОТ №69

Бронеколпаки
Экспозиция техники
Почтовые карточки

Путешествия, Карта, МиУР, Фортификация, Линия_Сталина, ДОТ

Previous post Next post
Up