Бегомль. Памятник партизанскому аэродрому и описание глазами очевидца.

Nov 06, 2015 22:03


Кроме Ил-14Т, в Бегомле есть ещё один самолёт, но очень маленький. Зато установлен он в том самом месте, где находился партизанский аэродром.



Правда, с тем, что аэродром действовал в 1942 г. авторы памятника несколько погорячились. Партизаны заняли город в конце декабря, а на подготовку посадочной площадки требовалось ещё очень много времени.



Хотел рассказать об аэродроме, но лучше предоставлю слово старшему лейтенанту Задорожникову, принимавшему участие в первом вылете сюда самолёта 101 авиаполка дальнего действия:

Сов. секретно

НАЧАЛЬНИКУ ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

о полёте на посадочную площадку Бегомль в ночь с
21 на 22.04.1943 г. с аэродрома Монино

Полёт совершался на самолёте ПС-84 № 30, командир экипажа тов. Лебедев.

В воздух поднялись в 22.00 21.04.1943 г. Направление было взято на Клин. Линию фронта преодолели западнее Торопца с курсом на Бегомль. При пролёте через линию фронта наблюдал на земле огни, по которым и определил, что здесь проходит фронт.

На наш пролёт через линию фронта противник не реагировал, так что линию фронта пересекли спокойно. Продолжая полёт попали в облачность, но быстро прошли.

Видимость была прекрасная. При наблюдении хорошо различались населённые пункты, леса и особенно реки и озёра, что давало возможность хорошо ориентироваться.

Связь с землёй работала хорошо.

При подходе к району Бегомль быстро обнаружили цель. Сигналы партизанами были выложены правильно. Благодаря хорошей видимости мы были уверены, что вышли правильно.

Осмотрев площадку, обнаружили планер, который находился на середине площадки. Посадку произвести нельзя было. Сделали разворот над площадкой, одновременно осветили. Планер продолжал стоять. С земли был дан сигнал, запрещающий посадку.

Тов. Лебедев, горя желанием выполнить задание, решает снова осветить площадку. Планера уже не было на площадке. Товарищи из экипажа спрашивали меня: это партизаны или нет. Я заверил их: да, это партизаны.

Всего находились над целью около 40 минут. Посадка была произведена благополучно. Проверив автомат, открыл дверь я быстро выбежал навстречу группе партизан, громко окликнув тов. Жуковича. Мне последовал ответ, что он сейчас прибудет. Встретил меня командир бригады тов. Титков.

Тов. Титков имеет хороший строевой вид, побрит, подтянут. Приказания отдаёт чётко. Изложил мне обстановку.

Противник активных боевых действий против партизанских бригад не ведёт. Немцев - одиночки, в основном - полиция. Территория в радиусе 60-70 км. очищена от противника. Часто происходят стычки партизан с полицаями и немцами, в которых партизаны истребляют живую силу и технику врага.

Партизанские бригады продолжают удерживать район. На наиболее вероятных направлениях появления противника, заминировал участки, усилив их завалами и засеками. Одновременно партизаны наносят удары по коммуникациям противника.

Но наряду с разведывательно-диверсионной работой партизаны производят сев. Вопрос этот я задал тов. Титкову.

Во время нашей беседы прибыл тов. Жукович. Я лично вручил ему пакет и свёрток, адресованный тов. Кузнецову, передал тов. Жуковичу ряд указаний штаба, выполняя своё задание. Позже прибыл тов. Ключинский.

Во время моего разговора с т. Титковым и Жуковичем ко мне подходил тов. Лебедев (командир экипажа), предупреждая меня, что медленно идёт разгрузка самолёта и времени остаётся мало.

С тов. Жуковичем мало пришлось поговорить, потому что он сам занимался погрузкой самолёта. Около самолёта поднялся шум, гвалт, дело доходило до мата. Каждый стремился погрузить своих раненых. Было большое скопление повозок, так что тт Жукович и Титков сами руководили посадкой на самолёт.

Уже погрузили раненых, не привезли ещё пленных. Снова задерживаемся. Организованности в разгрузке и погрузке самолёта нет. Не установлен порядок посадки на самолёт. Нет оцепления вокруг площадки. Недостаточное количество людей, обслуживающих площадку (один взвод).

Характеристики площадки
Площадка находится на юго-запад от Бегомля

размеры:
а) с севера на юг - 1300 м

б) с запада на восток - 500"

заход:
с севера на юг или с юга на север

почва - супещаная, покрытая гравием

Площадка к посадке пригодна без ограничений, любых типов самолётов.

Прикрытие: площадка прикрывается 6 партизанскими отрядами, расположенными в 15-20 км. От площадки, прикрывая важнейшие направления.

Мои предложения даны тов. Жуковичу.

1. Усилить непосредственную охрану площадки, прикрывая во время посадки, подтянув для этого отряд.

2. Установить очерёдность посадки в первую очередь тяжелораненых, таким образом, чтобы возле самолёта находился только один раненый и люди, переносящие его в самолёт, а очередные находились не ближе 50 мт. к самолёту.

3. Подчистить площадку.

4. Немедленно очищать площадку от планеров. Отряды остро нуждаются в боеприпасах и ВВ.

Не мешало бы выслать наставлений и уставов РККА. Новейшую политическую литературу.

Вылетели в 1.00. Обратный рейс прошёл хорошо. В одном месте вела огонь зенитная пушка.

Обратный рейс продолжался 3 часа 10 минут.

Самолётом доставлено:
Вывезено:

1. Миномёт 50 м/м
- 1
8 раненых, а всего

2. Мин к 50 м/м
- 294
19 человек

3. ДП
- 1

4. ППШ
- 3

5. Патронов к ТТ
- 4.608

6. Винтов. патронов
- 4.560

7. Питание к рации
- 2 компл.

8. Табак
- 3 кг

И самое главное, по личной инициативе заказал подобрать газет свежих, вещевой мешок, которые вручил тов. Жуковичу.

Партизаны были очень рады.

23.4.43 получил записку от т. Жуковича и кроки площадки - прилагаю.

23.4.43

Пом. нач. оперативного отдела

ст. лейтенант
(Задорожников)

ППС_2015_04, Авиация, Великая Отечественная, Бегомль, 2_Мировая

Previous post Next post
Up