Ил-14Т в Бегомле

Oct 31, 2015 15:32


На главном перекрёстке Бегомля установлен самолёт Ил-14Т. Когда-то он ютился в довольно неприглядном виде в ограде местного музея. Но сейчас ему нашли достойное место. И это правильный монумент в честь Бегомольско-Борисовской партизанской зоны. Сразу понимаешь, насколько нужно быть уверенным в контроле над территорией в тылу вермахта, чтобы обеспечивать приём столь больших машин.



Ещё лучше его можно было бы сделать, если бы удалось найти самолёт того типа, который здесь действительно приземлялся, а не послевоенный.

И табличку нужно менять. Составлена она в "лучших" традициях товарища Швондера, когда совершенно не понятно, "кто на ком стоял": "Самолёт Ил-14. Прототип самолёта "Дуглас". Естественно, Ил-14 не прототип самолёта "Дуглас", как можно понять эту надпись, а наоборот. Точнее, Дуглас DC-3 (он же С-47 Дакота) для Ил-14 не папа, а дедушка, или даже прадедушка. Всё-таки, между ними были Ли-2 и Ил-12.



Дальше вроде бы всё правильно: "..с помощью самолётов "Дуглас" осуществлялась связь партизан с Большой землёй...", но есть нюанс. 101 авиаполк дальнего действия, осуществлявший вылеты на Бегомль, имел на вооружении не американские "Дугласы", а их лицензионную версию ПС-84 (позднее переименованную в Ли-2).

101 трансортный авиационный полк дальнего действия сформирован согласно Постановления ГКО №1392/СС от 5.3.1942г. "об Авиации Дальнего Действия", Приказа НКО №0056 от 18.3.1942г., Приказа АДД №001 от 6.4.1942г., 15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский. (Слово "транспортный" из названия исключено 30 июля 1942 г.) Личный состав набирался, в основном, из лётчиков Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), в первую очередь, из состава Московской Авиагруппы Особого Назначения (МАОН). Командовала полком Валентина Степановна Гризодубова. Думаю, в представлении не нуждается.

Поначалу полёты на Бегомль выполнялись на сброс грузов и парашютистов на площадки Рожино, Боброво, Старина, Селище, оз.Палик, оз.Домжерецкое, Воротище, Лесны. Первый такой рейс совершён 23.03.1943г. экипажем заместителя командира эскадрильи, капитана Гришакова Ивана Андреевича. К августу 1943 г. выполнил 180 ночных боевых вылетов, в том числе на бомбометание и на выполнение спецзаданий партизанских штабов. Награждён двумя орденами Красной звезды, Орденом Отечественной войны I степени, Оденом Ленина.

Состав экипажа:
лётчик - мл. лейтенант Шевчук
штурман - мл. лейтенант Тимофеев
бортмеханик - старшина Седин
радист - старшина Ризман
стрелок - старшина Глаголев

всего произведено 37 сбросов.

Первый полёт с посадкой осуществил ПС-84 №30 с экипажем командира эскадрильи старшего лейтенанта Лебедева Василия Ивановича. К марту 1944 года совершил 226 боевых вылетов, из них 118 днем на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых, 108 вылетов ночью на бомбардировку вражеских объектов и войск, а также в партизанские соединения, 5 вылетов с посадкой на партизанских аэродромах. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

Вылеты сюда так же выполняли экипажи: С.Н.Багрова, Г.С.Бабиевского, Л.Ф.Шуваева, П.П.Абрамова, Г.В.Чернопятова, С.Ф.Рукавицына, М.М.Долгих.

Про сам аэродром и партизанскую зону отпишусь отдельно. А пока смотрим самолёт




















ППС_2015_04, Авиация, Путешествия, Великая Отечественная, Бегомль, 2_Мировая

Previous post Next post
Up