Ещё раз к идее карьерного самосвала с четырьмя парами шин БелАЗ вернулся в восьмидесятые. На этот раз - в виде машины с шарнирно-сочленённой рамой. То есть такой, в которой маневрирование осуществляется не управлением колёсами, а поворотом одной части шасси (вмести с передним мостом) относительно другой. При этом заметно упрощается подвеска передних колёс и ничего не мешает ставить сдвоенные шины.
Схема опробованная, взять хотя бы советские тяжёлые трактора Т-150 и Т-700 "Кировец". Да и БелАЗ нечто подобное (хоть и переднеприводное) уже делал - выпускались же здесь скреперы и одноосные тягачи.
На начало восьмидесятых мы располагали резиной 40.00-57, грузоподъёмностью до 55 т., которая шла на самосвалы серии 7521 (г/п 180 т.) Две дополнительные шины позволяли замахнутся на 280 т.
Нужно сказать, что попытки построить машину всё большей грузоподъёмности проистекают не от желания показать, что мы тут самые крутые или получения бумажки от книги рекордов Гиннесса (как бы ни приятно это бы не было). Никто не станет тратить время и деньги, если не предполагается спрос.
На перспективную машину таковой должен был быть. Только Министерство угольной промышленности готово было до 2000 г. купить 85 самосвалов грузоподъёмностью 275 тон. Общая же потребность советского хозяйства в машинах сегмента 220-280 т. оценивалась в 600-750 шт. Что позволяло бы заводу держать выпуск на уровне 70-85 тяжёлых самосвалов в год. Даже сейчас, в условиях куда большей конкуренции, существования ещё больших машин и общего кризиса, завод штампует самосвалы этого сегмента в количестве не менее сотни в год.
Машина получила обозначение БелАЗ-75501, тепловозный коломенский дизель (165,6 л, V12, 3150 л.с.) и электротрансмиссию переменно-постоянного тока, разработанную совместно с НПО «Электротяжмаш», ПО «Динамо» и ПО «Татэлектромаш». А так же японскую гидравлику и камеры заднего вида - в проекте принимала участие фирма Komatsu.
Год три назад я уже публиковал эти снимки, да и про машину писал. Но сейчас решил повторится в контексте темы. Самосвал под гаражным номером "101" испытывался с 1991 г. в Нерюнгринском угольном разрезе. Любимая батина игрушка была. Вон он на палубе стоит.
А тут я (крайний слева)
Испытания прошла успешно. Машину продолжали эксплуатировать, пока не сломалась. В конце-концов порезали на металлолом.
Полурама от второго шасси долго ещё валялась на заводе - в начале 90-х стало не до освоения супертяжеловеса. К тому же эксплуатация выявила недостаток "ломающейся" рамы - любой ремонт шарнира требовал огромного объёма работы.