Паровоз серии "А" и вокзал в Витебске

Jul 07, 2011 19:11


Могут же, если захотят! В отличие от предыдущей марки, сомнений в возможности изображённого на этой не возникает. Пассажирские паровозы серии «А» с колёсной формулой 2-3-0 на Риго-Орловской железной дороге однозначно работали. Первую дюжину машин (номера Ас58 - Ас70) приобрели на Сормовском заводе в последнем году XIX века. Активно приобретали паровозы этой серии и другие железные дороги, проходившие по белорусским губерниям



надо же...марку-то и забыл :)
Поступление паровозов серии "А" на железные дороги, проходящие через белорусские губернии:

дорога

кол.

год

тип

завод

нумерация

Риго-Орловская

12

1900

Ав

Сормовский

Ас58-Ас70

2

1900

Ав

Сормовский

Ас71-Ас72

18

1901

Ав

Сормовский

Ас601-Ас618

5

1902

Ав

Коломенский

Ам619-Ам623

Петербурго-Варшавская

12

1896

Ад

Коломенский

К1-К12

6

1902

Ав

Коломенский

Ка13-Ка18

Привисленские

7

1898

Ав

Ганноверский

Гп17-Гп-23

5

1901

Ав

Луганский

Гл74-Гл78

10

1902

Ав

Луганский

Гл79-Гл89

6

*

Ад

Коломенский

К1-К6

Либаво-Роменская

8

1900

Ав

Коломенский

ПК74-ПК81

8

1902

Ав

Луганский

ПГ82-ПГ-89

Московско-Брестская

19

1901

Ав

Сормовский

У1-У19

3

1901

Ав

Луганский

У22-У24

4

1902

Ав

Сормовский

У20,У21, У25-39

* произведены в 1896 г., получены передачей с Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги.

Риго-Орловская железная дорога приобрела 37 паровозов серии «Ав» с парораспределительным механизмом Вальсхарта. Конкурирующих пассажирских паровозов серии «Н» (до 1912 года на дороге имели обозначение «Аб») дорога приобрела у Невского, Брянского и Воткинского заводов 26 штук. Ещё в депо имелись 8 паровозов серии Пп (формула 2-2-0, до 1912 г. - «Ат») произведённых в 1899 году Путиловским заводом. То есть паровозы, представленные на марке составляли половину всего парка пассажирских локомотивов дороги.

Единственной существенной претензией к марке является то, что на ней изображён более ранний паровоз серии «Ад», отличающийся парораспределительным механизмом Джоя. Такой паровоз был бы более уместен на марке с Брестом или Гродно. Не понятно так же отсутствие тендера.



Открытка с изображением паровоза серии «Ав» издавалась ОАО «РЖД» в 2004 году в наборе «Отечественные паровозы». На обороте открытки характеристики и краткая история паровоза. При этом осталось место для марки, адреса и текста. Эту же фотографию можно увидеть в книге Ракова.

Из всех железных дорог, проходящих через Беларусь, данный тип пассажирского паровоза проигнорировали только Полесские железные дороги и Николаевская (в ведении которой находилась Бологое-Полоцко-Седлецкая линия).




крупнее

красным показана Риго-Орловская железная дорога,
зелёным - дороги, имеющие паровозы серии А,
чёрным - не имеющие таких паровозов.

Всего через полгода после открытия движения по железной дороге Петербург-Москва (позднее Николаевской) Управление железных дорог подготовило план строительства не одной дороги, а целой сети магистралей. В 1852 году такой размах сочли преждевременным и ограничились постройкой только Петербурго-Варшавской железной дороги (введена в эксплуатацию на всём протяжении в 1862 году). Для нашего же рассказа важно то, что в качестве дороги третьей очереди в плане впервые возникла линия Рига-Витебск.

Видя приближение к Дюнабургу будущей Петррбурго-Варшавской дороги (сообщение с Петербургом будет открыто в 1859 г.) рижане не захотели оставаться в стороне и в прямом и переносном смысле. И решили построить дорогу до него за счёт частного капитала. 23 января 1858 г. был утверждён Устав общества Риго-Динабургской (с 1893 г. -Риго-Двинской) железной дороги, а уже в 1861 году закончено строительство. Частным же капиталом были построены ещё две дороги: Динабург-Витебская (Двинско-Витебская) (1866 г.) и Орловско-Витебская (1868 г.). Причём, капитал в Динабург-Витебской был английский и правление дороги находилось в Лондоне.

Таким образом Витебск оказался в достаточно непонятном статусе. С одной стороны он являлся крупнейшим городом на дороге, но правление дороги было в Англии. С другой - в нём соединялись две дороги, и его можно было бы назвать железнодорожным узлом, но фактически это было одна магистраль.

В восьмидесятых годов XIX века государство начало активно вытеснять частный капитал на стратегически важных (вспомним план 1852 года) направлениях. К 1894 году все три дороги были выкуплены казной и объединены в одну Риго-Орловскую с правлением в Риге.

Однако процесс вытеснения частного капитала не означал запрета на его участие в новом строительстве. В 1898 году общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги начало прокладку линии Витебск-Дно. С перспективой продления до Петербурга на севере и Киева и Одессы на юге. В рамках этого проекта к 1902 году была построена ветка Витебск-Орша-Могилёв-Жлобин, ставшая частью Риго-Орловской железной дороги. Витебск стал настоящим железнодорожным узлом на пересечении двух важнейших направлений.

Здание вокзала в Витебске было построено к открытию Динабург-Витебской железной дороги в 1866 году и реконструировано в 1912. Марка и здесь порадовала - вокзал показан в своём первоначальном виде. В 1912 году появилась вот такая пристройка:



Увы, но во время Великой отечественной войны старое здание полностью разрушено. Современный вокзал построен в 1952 году, Реконструирован в 2009-м.



PS Фотографии вокзалов в Витебске найдены на railwayz
Сводная запись темы "Железнодорожно-филателистическое"

Железная_дорога, Почта, Паровоз, Карта

Previous post Next post
Up