Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920.

Jun 29, 2011 22:57


Часть 2. Затишье перед бурей. Действия жодинской авиационной группировки с октября 1919 г. по май 1920 г.

Большой интенсивностью действия авиации поздней осенью 1919 года не отличались. На земле всё затихло. Поляки не рвались помочь белым задавить Советскую Россию и заняться восстановлением границ Российской Империи. У красных хватало забот на юге и востоке. Польские эскадры выполняли в основном учебные полёты, изредка выполняя вылеты на разведку.



«Neuport.24bis» угнанный Петром Абакановичем. Аэродром Жодино. 1 мая 1920 года.


В январе 1920 года 3-я эскадра великопольская (3 eskadra wielkopolska) выполнила с жодинского аэродрома 20 боевых вылетов, в основном разведывательных. Первые потери эскадра понесла в феврале.

6 февраля 1920 г. погиб сержант Эммануил Юрашек, его летнаб, сержант Скорзинский, был ранен и попал в плен. Буквально через несколько дней был потерян ещё один самолёт - при вылете на аэрофотосъёмку железнодорожной станции в Орше. Сержант Юрашков и поручик Кренков, попали в плен. Спустя несколько месяцев им удалось бежать и пробраться в Польшу.

18 марта началась Мозырьская наступательная операция польских войск, стремившихся обеспечить левый фланг наступления на Украине. Количество боевых вылетов возросло. Их, на пару с 1-й эскадрой великопольской было выполнено 60. Особенно интенсивно пришлось летать в конце месяца. Только за три дня 21, 23 и 24 марта было выполнено 15 разведывательных полётов в направлении на Витебск, Полоцк и Оршу. 30 марта при вылете на бомбардировку района сосредоточения советской пехоты около Полоцка из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку самолёт плутонговых Бартковяка и Щепанского.

В начале апреля эскадра сменила название на 14-ю разведывательную (14 eskadra wywiadowcza). Великопольский дивизион, в который входила эскадра был преобразован в 7-й авиационный (7 Dywizion Lotniczy).

К этому времени ситуация на фронте стала меняться. Деникин и Колчак ушли с повестки дня. Основным фронтом Советской России становился Западный. Сюда с востока и юга начали перебрасываться значительные силы. 4 апреля на станцию Славное прибыл 4-й истребительный дивизион. 14 апреля (по советским данным 17-го) 14-я эскадра нанесла «визит вежливости» к новым соседям - четыре самолёта совершили бомбардировку аэродрома. На перехват успел подняться только командир дивизиона Ширинкин на «Ньюпоре». Он обстрелял самолёт подпоручика Зембинского и капрала Дзержовского. Но при заходе на повторную атаку, у «Ньюпора» переломилось нижнее крыло. Пришлось спешно сажать самолёт. Поляки считают самолёт Ширинкина сбитым. (Кроме того. Польская сторона считает, что «Ньюпоров» было два). По возвращении, в самолёте Зембинского насчитали значительное количество пробоин.

18 апреля 4 самолёта (подпоручик Зембинский - капрал Дзержовски, подпоручик Яцевич - сержант Клич, плутонговый Бартковяк - плутонговый Щепанский, сержант Ладога - подпоручик Козилло) 14-й эскадры бомбили станцию Крупки. Сообщалось о повреждении бронепоезда.

1 мая эскадра в Жодино получила неожиданное пополнение в виде «Neuport.24bis». Вылетев из Солавного на Борисов с задачей разбрасывания листовок бывший подполковник, поляк по национальности, Пётр Абаканович, отстал от трёх остальных самолётов и перебежал к полякам. Для 1920 года случай стал уникальным. Ещё годом раньше это было обыденным явлением.

Появление сильного истребительного соединения по другую сторону фронта остро поставило вопрос об истребительном сопровождении самолётов 14-й разведывательной эскадры. В период с 31 апреля по 5 мая его осуществляли 2 самолёта Oeffagi D.III из состава 13 истребительной эскадры (пилоты - плутонговый Сметовский и капрал Паталас). Для этой цели они временно перебазировались в Жодино. Однако участвовать в боевых столкновениях им не пришлось.

1 мая на аэродом Жодино прибыла 19 истребительная эскадра (19 eskadra mysliwska, ранее имевшая наименование 162 eskadra Spadow). Польская авиационная группировка в районе Борисова достигла своего максимума.

Начинался май 1920 года - месяц наибольшего накала воздушной войны на советско-польском фронте.

Другие статьи по теме:

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920. Часть 1 Дислокация сторон.

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 3. Апофеоз. Бои мая-июля 1920 года. Эвакуация аэродрома.

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 4. Самолёты.

Гибель богатыря. Крушение "Ильи Муромца" у станции Жодино

Авиация, Польско-советская_война, Жодино

Previous post Next post
Up