Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920.

Jun 24, 2011 22:48


Часть 1. Дислокация сторон.

В статье "Гибель богатыря. Крушение "Ильи Муромца" у станции Жодино" с которой я открывал этот журнал, не сказано, почему самолёты выполняли посадку именно в Жодино. Настало время восполнить этот пробел и рассказать про функционировавший во время советско-польской войны аэродром. Про базировавшиеся здесь самолёты и бои с их участием.



Один из этих самолётов - Halberstadt CL-II. 14 eskadra wywiadowcza. Апрель 1920 г.


С выходом к Березине и занятием польскими войсками 11 сентября 1919 г. города Борисов, активные действия на этом участке фронта прекратились. Затишье, продолжавшееся до мая 1920, обе стороны использовали для сосредоточения сил. В том числе воздушных.

Польская авиация Белорусско-Литовского фронта к возобновлению активных действий располагала здесь новосформированным 7 дивизионом (7 Dywizion Lotniczy), расквартированным в Минске. Командовал дивизионом ротмистр Букевич. В состав дивизиона входили:

13-я истребительная (eskadra mysliwska) эскадра. Прибыла на белорусскую территорию в августе 1919 года, как 2 великопольская* (wielkopolska) экадра. Участвовала в налётах на Минск и Бобруйск. Базировались на аэродром в Кисилевичах под Бобруйском;

12-я разведывательная (wywiadowcza) (бывшая 1 великопольская*) эскадра. Прибыла в сентябре 1919 и в активных боевых действиях не участвовала. Базировалась на Кисилевичи;

14-я разведывательная (бывшая 3 великопольская*) эскадра прибыла на Беларусь 21 октября 1919 года и облюбовала себе Жодино;

19-я истребительная эскадра (eskadra mysliwska) первоначально являлась французской Escadrille Spa. 162, приданной армии генерала Геллера. К моменту прибытия в Польшу эскадрилья имела на вооружении 18 машин SPAD S.VII (выпуска завода De Margay), за что именовалась «эскадрой Спадов» (162 eskadra Spadow). К моменту преобразования в 19-ю истребительную эскадру французских пилотов полностью сменили польские. Количество машин сократилось до 6 (из них 3 исправных). Полёты на «Спадах» из Жодино производили Антоний Мрочковски, Стефан Павликовски и Владислав Туровски. В Жодино прибыла 1 мая 1920 г.;

10-я разведывательная эскадра была переброшена из тыловых районов под Мозырь.

* смена нумерации произошла в начале - начале апреля 1920 года в связи с реорганизацией ВВС.

В мае 1920 г. эскадры имели следующий состав (в скобках - количество исправных самолётов):

дислокация

эскадра

самолёты

всего

исправные

тип

Мозырь

10

7

4

Бобруйск

12

12

6
DFW C.5

13

9

5
Oeffagi D.III

Жодино

14

10

4
DFW C-5, Halberstadt CL-II

19

6

3
SPAD S.VII

Кроме 7 дивизиона, на Литовско-Белорусском фронте, польская авиация располагала 1-м (базировался на Вильно, в состав входили 1, 4 и 8 разведывательные эскадры) и 4-м (базирование на Молодечно, состав - 11 и 18 разведывательные эскадры)


Дислокация польских и советских авиационных соединений на 16 мая 1920 года.

Непосредственно, жодинской авиационной группировке, противостояла «эскадрилья Ширинкина». Включавшая в себя 4-й истребительный дивизион** (10, 11, 12 и 13 истребительные авиаотряды), 38 и 44 (разведывательные) авиаотряды. 4-й истребительный дивизион базировался в Славном (отсюда второе название эскадрильи - «Славенская»). 38 ао - в Голошеевке, 44-й - в Орше. По одному звену 38 и 44 ао находилось в Тлочине. Значительная часть боевых полётов осуществлялась с аэродрома в Приямино.

** Стоит отметить, что обозначение авиачстей по разные стороны фронта значительно отличалось. Польская эскадра (eskadra) являлась самым мелким соединением и по штату включала 10 самолётов. Объединением нескольких эскадр являлся дивизион (dywizion). В авиации РККА эскадре примерно соответствовал отряд. Отряд обычно имел шестисамолётный состав и мог делится на два звена. Несколько отрядов объединялись в авиагруппы или дивизионы (для истребителей). Самое крупное соединение разнородных отрядов называлось эскадрильей.

4-й истребительный дивизион прибыл на станцию Славное 4 апреля 1920 года. Через неделю, с присоединением к нему 32-го и 44-го авиаотрядов возникла «эскадрилья Ширинкина». Дивизион на момент прибытия имел 29 самолётов (17 «Nieuport.24bis», 2 «Nieuport.23», «Nieuport.11», «Nieuport.21», 8 «SPAD S.VII»). 38-й и 44-й разведотряды были в основном укомплектованы «Ньюпорами». Кроме них имелось 6 «Sopwith Sopwith 1\2 Strutter», 3 «Farman F.30». В дальнейшем славенская группировка усилится за счёт частей 8-го, 17-го, 30-го, 32-го и 42-го разведотрядов, а также - 4-го истребительного (всего 17 самолётов) и достигнет к концу мая 40 машин. Появился в составе «эскадры Ширинкина» и трофейный «Breguet Br.XIV»

Южнее «эскадрильи Ширинкина» действовала «эскадрильея Кожевникова» (или «Салтановская» по месту базирования) основой которой стали 1-й и 2-й истребительные авиаотряды на новеньких «Nieuport.24bis» завода «Дукс».

Севернее действовала «эскадрилья Лабрэнца» (6-й, 17-й авиаотряды с базированием на Витебск и Островно, 31-й и 46-й ао в Невеле, 19-й в Гжатске и 8-й в Смоленске). Там же, в Смоленске, располагался учебный 20 ао.

Ещё севернее размещались три двухотрядные эскадрильи Веткина, Ерофеева и Чекалова.

Всего авиация Западного фронта на 16 мая 1920 года насчитывала 67 истребителей и 27 разведывательных самолётов. Состояние техники по обеим сторонам фронта было далеко не идеальным, и не менее половины машин постоянно находилось в состоянии ремонта или его ожидании. В течение последующих операций обе стороны получали дополнительные машины.

Литература:
Tarkowski K., Lotnictvo Polskie w wojnie z Rosja sowiecka, WKL, Warszawa, 1991.
Березин П.Ф., Красная авиация в борьбе с белополяками, ГВИ НКО СССР, Москва, 1940.
Хайрулин Х., Кондратьев В., Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне, Москва, 2009.
Грицкевич А.П., Западный фронт РСФСР 1918-1920, Минск, 2009.
Фотография приводится по журналу «Авиация» №2-1999

PS. Возникает резонный вопрос, а где же будущая жертва катастрофы - 1-й бойотряд ДВК? «Муромцы» в мае только получили назначение на Западный фронт и ещё собираются в дорогу.

Другие статьи по теме:

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920. Часть 2. Затишье перед бурей. Действия жодинской авиационной группировки с октября 1919 г. по май 1920 г.

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 3. Апофеоз. Бои мая-июля 1920 года. Эвакуация аэродрома.

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 4. Самолёты.

Гибель богатыря. Крушение "Ильи Муромца" у станции Жодино

Авиация, Польско-советская_война, Жодино

Previous post Next post
Up