В кои-то веки мне повезло с погодой - фотографий много. Так что придётся делить на части: замок, дворец, интерьеры и парк. Части будут разного объёма и сегодня самая большая - замок. То есть оборонительная часть.
Я долго недоумевал, почему почти на всех открытках и фотографиях изображён один и тот же вид замка - с западного угла. Ларчик открылся довольно просто - это самый выгодный ракурс замка.
Дело в том, что замок снаружи окружён высоким земляным валом. В итоге от трёхэтажных зданий видны полтора верхних этажа, а от двухэтажных - только крыши.
И это при взгляде на замок с запада, где высота берега с наружной стороны рва довольно приличная. При движении на восток она сходит на нет.
Справа виден угол рва, с которого и сделаны предыдущие кадры.
Так же вид спасает бастион, заполняющий передний план. Проблема остальных ракурсов состоит в том, что из четырёх бастионов замка построили только один - западный.
Тут, пожалуй, стоит пояснить, откуда взялся вал, ров и вообще - зачем в Несвиже замок?
В XVI веке Николай Радзивилл "Чёрный" озаботился получением титула князя Священной Римской Империи Германской Нации. Проблема состояла в том, что лицам без определённого места жительства претендовать на данный титул было проблематично - нужно было само княжество и родовой замок. Весьма кстати отец, Ян Радзивилл "Бородатый" получил в 1513 году качестве приданного город Несвиж и деревянный замок рядом с ним. К 1547 году Николай Радзивилл "Чёрный" частично перестраивает замок в камне. И получает вожделенный титул. (Я далёк от утверждения, что Радзивиллы получили стали княжеским родом благодаря строительству замка. Оно стало лишь одним из звеньев цепи.) Замок просуществовал до начала XVII века, но к тому времени уже был разжалован в "дом старосты". На гравюре Томаша Маковского он изображён перед привычным нам замком (то есть севернее его).
Сын Николая "Чорного", Николай Христофор "Сиротка", порвал не только с религией отца (и вернулся в лоно католической церкви) но и решил построить абсолютно новый замок. Он должен был стать не просто укрепленным имением, но отвечать новейшим веяниям фортификационной науки. Строительство началось в 1583 году под руководством монаха-иезуита Джованни Мария Бернардони. (Сам же Николай Христофор следить за стройкой не стал и поехал в Палестину).
Прямоугольную площадку 170х120 метров окружили по периметру валом и рвом. Вал укрепляется каменной кладкой. Чтобы заполнить ров водой была построена система дамб и шлюзов. При этом уровень воды в реке Уша поднялся, и образовались два озера - Замковое и Бернардинское.
По углам вала устраивают четыре бастиона. На площадках бастионов устанавливают орудия. Не знаю, не какое количество артиллерии рассчитывал позиции Бернардони, но в середине следующего столетия в замке имелось 28 стволов разного калибра (от 1 до 24 фунтов). Ключевым при этом были западный и северный бастионы, прикрывающие единственный мост, ведущий в замок.
Внутри бастионов находились склады боеприпасов и конюшни. Бастионы были соединены дорогой, укрытой валом.
Мост не был подъёмным, но деревянная конструкция позволяла быстро разобрать или сжечь его. Так же встречаются упоминания дополнительных укреплений перед мостом - ров (который можно наблюдать на гравюре) и равелин (которого что-то не видно).
Находился мост там же, где и современный. С моста в замок можно было попасть через въездную браму.
Вот так брама и мост выглядели в 2007 году.
Но вернёмся к бастиону. На плане внизу западный бастион показан схематически, без соблюдения точного масштаба.
Надо сказать, что реконструированный (насколько это слово вообще уместно в отношении деятельности "Белреставрации") бастион относиться скорее к 1660-м годам, когда замок укреплялся дополнительно.
На фотографиях можно увидеть, что по внешнему берегу рва проходит дорога. Это сделано не для удобства экскурсантов (хотя оказывается весьма кстати), а для улучшения условий обстрела.
А вот клёны, так украшающие картинку, фортификаторами явно не предполагались.
На валу не колодец, а подъёмник для орудий.
Балкон, предназначен не для того, чтобы подышать свежим воздухом и взглянуть на окружающий пейзаж (а вид оттуда на пруды должен открываться весьма приятный). Это театральная ложа. Другие места располагались на склоне вала. А сцена - по другую сторону рва (на плане обозначена белым полукругом). Расслышать речь на таком расстоянии было невозможно, так что эта сцена использовалась только для балета. Пьесы же ставились совсем в другом месте. Естественно, что речь идёт не о дате строительства замка, а о гораздо более поздних временах. Балет создан в 1740 году, валы к этому времени уже засыпаны землёй.
А на момент строительства это трёхэтажное здание с дозорной башней предназначалось для размещения гарнизона. Здесь же находились баня, кухня, кладовые. И только на третьем этаже имелся зал для торжественных церемоний.
Это же место в 2004 году. Видна обнажённая кладка вала. А так же потайной ход, ныне закрытый. Увы, но эта же участь постигла и остальные ходы.
Так же видно, что башня выглядела совсем иначе.
Южный бастион.
О чём говорилось ранее - с этого ракурса вал закрывает даже башню.
Берег опустился почти до уровня воды.
Вал и здесь закрывает здание. Причём, именно это и есть дворец. Именно в центральном здании жили сами Радзивиллы.
Хотя и с этой стороны можно найти симпатичные виды. Ров, кстати, перестал окружать замок. Ради удобства, в северо-восточной части он разрывается. В тупике собирается опавшая листва. Что живописно и, наверное, удобнее в очистке.
Восточный бастион
Надо сказать, что первоначально замок состоял из трёх отдельных зданий. Соединения появились в ходе восстановления после северной войны в 1726 году. Причём, под "соединением" я имею в виду не угловую пристройку, а весь трёхэтажный корпус слева.
Сооружение, выглядывающее из вала ни что иное, как холодильник - подвалы для хранения продуктов. Здание справа - арсенал.
Чтобы понять, насколько продвинутой была система укреплений Несвижского замка, стоит вспомнить, что через 13 лет после начала работ по его возведению (в 1596 году) Фёдор Конь начнёт строить крепость в Смоленске. Никаких бастионов. Очередная вариация Московского кремля.
Несвижский замок
Часть 1.
Замок Радзивиллов. Часть 2.
Дворец Радзивиллов. Часть 3.
Интерьеры. Часть 4.
Арсенал. Часть 5.
Парки. И ещё о Несвиже:
Фарный костёл Божьего Тела Старая застройка P.S. Залез в кошелёк и понял, что был не прав. Когда говорил, что самым распространённым изображением Несвижского замка является вид на западный бастион. Куда ему конкурировать вот с этими двумя:
С обратной стороной купюры связан скандал. На ней используется рисунок Наполеона Орды 1876 года. Вот только на ранних "тиражах" это изображение было доработано автором купюры. В результате на башне появились православные кресты и "луковка" на башне.