(По случаю разговора, завязавшегося в дружественном журнале относительно моего
недавнего "панкправославного" постинга).
Для тех френдов, гостей и прохожих, кто этого ещё не понял. Я действительно могу научить плохому.
В частности, я не считаю, что Православие и слушание рок-музыки "две вещи несовместные". И это, между прочим, сразу видно из списка интересов в моём
профиле. Почему на него своевременно не обратили внимание те, кто смутился или возмутился написанным мною в предыдущей теме - не знаю.
Я солидарен с тем, что сказал на страницах моего журнала
dingrod :
"музыка не может быть сама по себе "плохая" или "хорошая" - она всего-лишь инструмент, а потому нейтральна. Молоток тоже инструмент, он ни хорош, ни плох. Им можно и хорошее дело сделать - гвоздь забить, а можно и плохое - голову кому-нибудь проломить. И с музыкой то же самое, она (без текста) просто нейтральный инструмент, а текст песни - это то, как этот инструмент используют". Сведу воедино свои собственные высказывания по этому вопросу (из комментов).
Я придаю
"рок-музыке не более духовного смысла, чем свт. Василийи или Фотий придавали его писаниям языческих авторов, чтение которых считали полезным для христианских юношей".
При этом полезной я считаю не саму по себе рок-музыку, но лишь
"избранное из нея. Как и избранное из классики, народной и прочей музыки. Всякая музыка разных времён, разных авторов и разных стилей содержит в себе как полезное, так и вредное, а также и "невинное" ("нейтральное"). В роке, как и в любой другой музыке, тоже есть полезное, есть нейтральное, а есть вредное. Причём, один и тот же автор может "выдавать" попеременно то первое, то второе, то третье".
"И "молодёжная культура", и "народная культура", и "классическая культура" и пр. - очень неоднородны. Как и в душе человека, в них можно найти много-много разного".
"Музыка музыке рознь. Например, в 19 - нач.20 вв. в Оптиной окормлялось немало музыкантов, певцов, балерин и пр. и старцы не ставили условием их духовного здравия оставление ими их работы. св. Патрик водил с собой по Ирландии обращённого им филида, который не оставил своего ремесла. преп. Колумба Ионский в своём монастыре нередко принимал филидов, причём в качестве "платы за постой" просил их показать братии своё искусство... ". "...Я очень ценю и уважаю о. Рафаила (Карелина), но не считаю себя обязанным разделять все его частные взгляды. В т.ч. и его мнение о современной музыке. Мне кажется, что большую пользу может принести тот подход, который употребяли в отношении современной им светской культуры вышеупомянутые свв. Патрик, Колумба, Оптинские Старцы (особенно преп. Нектарий, егоже и память ныне совершаем), а также некоторые другие святые.
Но я прекрасно отдаю себе отчёт, что были подвижники, которые относились к этому вопросу совершенно иначе. Потому я обычно спокойно и со стороны взираю на дискуссии относительно "совместимости рока и Православия". До тех пор, пока не начинаются переходы на личности и раздача ярлыков". Ещё, пожалуй, добавлю, что "зло от рок-музыки" (как и от любой другой музыки) начинается там, где начинается злоупотребление ею. Т.е. пользование ею без разбора (всеядность), пристрастие к ней, зависимость от неё, постоянное прокручивание её в голове, в ущерб непрестанной памяти Божией и т.д., и т.п.
С музыкой - как с алкоголем: она может "веселить сердце человека", а может убить. Среди музыкальных направлений, как и среди разновидностей спиртного, есть то, что полегче, а есть то, что покрепче; есть то, что поблагороднее, а есть то, что попроще. Если злоупотреблять музыкой, то можно стать "алкоголиком". Если быть "всеядным" - можно отравиться "палёнкой". Есть люди, которые могут пить только какую-то одну разновидность горячительных напитков, а другие вызывают у них расстройство желудка. - Похоже дело обстоит и с усваиваемостью разными людьми разных музыкальных стилей. Некоторым вообще противопоказано употреблять что-либо, крепче кефира. - Наверняка кому-то категорически противопоказани и музыка. Короче, как и во всём, здесь необходимо рассуждение.
Выражения "христианский рок" и "православный рок" считаю абсурдными. Православным христианином может быть музыкант, и тогда в его творчестве так или иначе будет отражаться его вера. (В идеале - ненавязчиво для слушателя). Всё, что сверх того - это уже путь протестантских "групп прославления".
К миссионерским проповедям на рок-концертах до недавнего времени я относился однозначно положительно, хотя и с некоторыми оговорками. Но комсомольский задор тех "агитбригадиров", что решили поставить такие мероприятия "на поток", сделали моё отношение к ним гораздо более осторожным. Даже настороженным.
И, в завершении, на всякий случай, повторюсь: спорить о том, "рок-музыка: хорошо или плохо?", я смысла не вижу. Ибо деффектен есмь:
"непонимание, почему все это плохо, показывает отсутствие органа, которым это понимают" . Sic.