(в продолжение
этого,
этого,
этого и
этого)
Современное возрождение западной литургической практики в Православной Церкви восходит к деятельности жившего в Англии немецкого католического священника Юлиуса Йозефа Овербека (Julius Joseph Overbeck) (о нём см.
здесь и
здесь). В 1865 году он перешёл в Православие при содействии российского посольского священника Евгения Попова (о нём см.
здесь и
здесь), который приняп его в Церковь как мирянина.
Овербек
направил прошение в Святейший Синод о дозволении основать в Англии Православную Церковь западного обряда. Свт. Филарет (Дроздов), Митрополит Московский, не принял определённого решения, но не исключал такого замысла. В 1869 году Овербек подал прошение, подписанное 122-я просителями, в основном представителями т.н. "оксфордского движения" - трактарианцами [1].
В 1870 году он был приглашён в Санкт-Петербург, дабы лично представить своё дело, для оценки которого Синод создал комиссию. Комиссия одобрила представленную Овербеком редакцию западной литургии. Её введение в богослужебную практику
должно было послужить первым шагом к образованию "национальных Православных Церквей Запада", отличных от Церкви Восточной лишь обрядами, при полном тожестве в учении догматическом.
Это была т.н. "литургия свт. Григория Великого", она же - "литургия св. ап. Петра", а по сути - адаптированная в соответствии с православной традицией Тридентская месса, употреблявшаяся в Римско-католической Церкви до II Ватиканского Собора. В ней были следующие исправления сравнительно с Римским Миссалом:
епиклезис был интерполирован в молитву «Supplices te rogamus», и возвышение Святых Даров стало совершаться после этого. Сразу после Великого Славословия было добавленно Трисвятое - в напоминание о «союзе с Православной Церковью». Оно должно было произноситься дважды по-гречески и один раз на национальном языке.
Хотя Российский Синод одобрил принципиально Западный обряд в Православии, однако требовалось согласие Восточных Патриархов. В августе 1879 Овербек имел аудиенцию у Константинопольского патриарха Иоакима III и также заручился его принципиальной поддержкой проекта. Но замыслы Овербека тогда не воплотились в действительность -
протест Элладского Синода (тогда в Греции правила пробританская династия) приостановил исполнение этого патриаршего определения.
В 1870-е - 1890-е активным поборником присоединения «старокатоликов» к Православию при сохранении их обряда был генерал А.А. Киреев (1838-1910). А первой общиной западного обряда стал бывший епископальный приход во главе с Жозефом Вилаттом (фр. Joseph René Vilatte) в Грин-Бее (Висконсин), принятый в Православие в 1890 году российским епископом в Северной Америке Владимиром (Соколовским); но существовал недолго, так как Виллат вскоре перешёл в монофизитстсво и был рукоположен в сиро-яковитского епископа.
Продолжателем дела возрождения западного обряда в Православии стал свт. Тихон (Белавин), в последствии - Патриарх Московский и всея Руси.
В 1904 году, возглавляя тогда епархию в Америке, он начал работу по исправлению текста англиканской «Книги общей молитвы», полагая возможным использование его для обратившихся в Православие американцев... _________________________________
1. "Трактарианцы" (они же "пьюзиисты" (по имени
Э.Пьюзи), они же "англокатолики", они же "ритуалисты", они же "оксфордское движение" и т.д.) - течение в среде оксфордских богословов, получившее своё наименование от журнала Tracts for the times, издававшегося его представителями с 1833 г., а также из-за большого количества изданных ими работ. Трактарианцы были очень сильно расположены к поискам единства с Православной Церквью. - см.
здесь и
здесь.