Планы в планах - III. 20-й век начинается и заканчивается

Jun 11, 2015 14:50

Оригинал взят у diabaz в Планы в планах - III. 20-й век начинается и заканчивается

Этим постом завершим начатый здесь и продолженный тут обзор генеральных планов Петербурга со дня его основания и пройдёмся теперь по истории последних ста с небольшим лет.




В начале XX века Петербург быстро рос, жилые и промышленные кварталы вплотную подошли к бывшей городской границе. Обустраивались всё новые территории: Старая и Новая Деревни, Комендантский аэродром, Лесное, Пискаревка, Кушелевка, Полюстрово на севере. Район Путиловского завода - Тентелевка, Волынкина деревня, Емельяновка, а также районы выше по Неве - Веселый поселок, Смоленское и другие.





Вот фрагмент плана из справочника «Весь Петербург» за 1911 год. Южнее Александро-Невской лавры в районе засыпанного Глухого озера должен был возникнуть так называемый Царский городок. (Вот откуда истоки претенциозных названий современных коттеджных посёлков и элитных микрорайонов!) Планировка улиц предполагалась веерная - лучи с номерами от первого до пятого и несколько дуговых проездов - 1-й круг, 2-й круг и так далее. Я как-то уже писал о топонимическом кризисе в современном мире. Однако подобный подход всяко лучше, чем плодить огромные жилые кварталы с минимумом улиц и многочисленными номерными корпусами, в которых неместному человеку отыскать нужный адрес крайне сложно.

Своей восточной и южной гранью район примыкал к крупной промышленной зоне, а с запада к Товарной станции Николаевской железной дороги. На севере Царский городок подходил к экспортному Хлебному порту и Хлебной бирже на Обводном канале. Кроме того почти по центру его рассекала Финляндская грузовая ветка, идущая к железнодорожному мосту через Неву.

Такое обрамление предопределило его судьбу. Жилой посёлок так и не был создан, а территории постепенно преобразовывались в промышленно-транспортную зону. Планировка улиц тоже в основном сложилась по-другому. Единственным напоминанием до наших дней осталось необычное название одной из улиц - 2-й Луч.




После революции и переезда правительства в Москву, Петроград пережил сильные потрясения. К 1920 году промышленность почти полностью стала, а население города составляло 722 тысячи человек (было 2,5 млн). Но архитектурная деятельность продолжалась. В 1919 году была создана градостроительная мастерская под руководством И. Фомина. Изначально она продолжала деятельность над проектами ещё 1910-х годов - создание спортивных и культурных комплексов в зоне Тучкова моста, проект пробивки Большого проспекта ВО на Стрелку. В середине 20-х разрабатывались новые проекты - жилгородок в районе нынешнего проспекта Елизарова (осуществлён), проект разгрузки Невского с предложением создания двух магистралей, дублирующих проспект с севера и юга.




Это фрагмент плана Ленинграда 1932 года. Что меня на нём удивило, так это большое количество водоёмов в Кировском районе - пруды, протоки и прочие заводи. Возможно это остатки от усадебной и дачной застройки. Или вот рядом с Путиловским заводом - с севера от него целый бассейн (запруженная река Ольховка?), а с юга подходят несколько речек. Через них перекинуты мосты и вокруг явно жилая зона - территория которую позднее поглотил завод. С запада от промзоны тянется улица с забавным названием «Берег Финского залива», хотя на самом деле там до берега ещё прилично. Она ведёт куда-то в район нынешнего Лесного порта. Жаль, что этот проезд ныне в закрытой промзоне - если бы его продлили и соединили на юге с уличной сетью, то был бы дублёр проспекта Стачек, который сейчас стоит в пробках.



Обращает на себя внимание Автово, где тоже предполагался веерный вариант уличной планровки.




В начале 1935 года авторским коллективом под руководством Л. А. Ильина был разработан новый генплан развития Ленинграда. Основное требование, которое к нему предъявлялось - развитие города только в южном направлении с максимальным удалением от финской границы, проходившей по реке Сестре. Застраиваемые территории с низкой этажностью и высокой степенью озеленения должны были дойти до Пулковских высот.

Основой композиции стали три главных луча - проспект Красных Командиров, Комиссаровская улица, проспект 25-го Октября (современные Измайловский пр., Гороховая ул., Невский пр.). Намечено продолжение проспекта Красных Командиров в новые районы (со сносом Варшавского вокзала). Комиссаровская улица должна была стать самой длинной многокилометровой магистралью формировавшегося города. Проспект 25-го Октября должен был перешагнуть через Неву и продолжиться в застройке правого берега.

Главными магистралями Ленинграда по направлению с севера на юг становились продолжения Международного проспекта (современный Московский пр.) и проспекта Красных Командиров. По широтному направлению намечено создание системы новых Дуговых магистралей, соединявших берега Финского залива и Невы. Районы города соединялись также Диагональными магистралями.




При этом вся историческая застройка, остававшаяся далеко на севере города, должна была подвергнуться массовой реконструкции с разуплотнением кварталов, ликвидацией дворов-колодцев путём сноса дворовых флигелей доходных домов и созданием в центре кварталов зеленых зон для отдыха жителей.

Ускоренно разрабатывались Проект планировки и застройки Московского шоссе - главного проспекта новой композиции, Проект Московского районного парка культуры и отдыха, проекты кварталов жилой застройки вдоль Международного проспекта и Московского шоссе. На пересечениях основных магистралей должен был быть сформирован общегородской центр, который разрабатывался как система обширных ансамблей и площадей. На проект Дома Советов на проектируемой главной площади Ленинграда объявлен закрытый конкурс.




Была предусмотрена сплошная череда парков на протяжении 17 км вдоль южного побережья Финского залива, объединение в крупные зеленые массивы островов на севере городской застройки (Каменного, Елагина, Крестовского, Вольного, Петровского, Аптекарского), создание парковой зоны по Международному проспекту до Пулковских высот, сплошное озеленение берегов Невы. Кроме того, вокруг Ленинграда намечено образовать защитную лесопарковую зону шириной в 10 км, с включением в нее известных исторических ближних пригородных парков и усадеб.




Лично мне этот проект нравится больше всех. Он не менее графически красив, чем план Леблона. Замечательно выглядят эти прямые лучи, рассекающие город на сектора, звёзды площадей и расходящиеся вокруг них лучи улиц. Жаль, кстати, что сейчас такая веерная и звездообразная планировка вышла из моды. Оно понятно: типовые здания это параллелепипеды и для их шеренг острые углы и дуги не экономичны, а потому неактуальны. Что ж, просто посмотрим, какими могли быть районы Юго-Запада, Купчина, Весёлого посёлка. Вот он, несостоявшийся «парадиз» - просторный, зелёный, эстетичный.




После войны опасность с севера исчезла, и генплан 1948 года отказался от развития исключительно в южном направлении. План не столь революционен, но тоже содержит некоторые новшества. Например, создание нового обводного Южного канала, который должен был начинаться от Невы чуть выше моста Володарского, по диагонали пересекать новый огромный жилой район в Купчине, идти вдоль южной границы создаваемого Московского парка Победы и выходить на берег залива южнее Морского порта. Был снова поставлен вопрос о выходе города к морю, о формировании архитектурного Морского фасада.





Веерная трехлучевая композиция характерна для Петербурга со времён основания, поэтому приятно видеть, как она обыгрывается в планировании разных районов города. Это, например, площади на Бухарестской улице (кстати, на плане улиц в Купчине отмечено куда больше чем есть сейчас). Интересные планировочные решения Сосновой поляны и Юго-Запада. Заметно, что планировался перевод многих промышленных предприятий из черты города - Волково, Полюстрово, Канонерский и Петровский острова, район Митрофаниевского кладбища все изрезаны новыми улицами.
Запад Васильевского острова тоже был бы оформлен в виде звезды, лучи которой идут к Морскому фасаду. Интересно, что Вольный остров не планировали присоединять, на нём обозначен парк.




А вот на генплане 1987 года Вольный уже потерял волю. Зато что за метастазы у Канонерского острова? Он вырос раз в 5-6! А в нашей реальности намывная судьба теперь досталась Васильевскому, который постепенно теряет свой привычный контур.
Также обращает на себя внимание разбивка территории Юго-Запада и ещё несколько объектов не реализованных по сию пору: моста через Неву в створе Таврической улицы, путепроводы между Ташкентской и Автовской и через Крестовский остров.
Толстой сиреневой линией обозначена граница охранной зоны.

Ещё интересный момент - проектная численность населения города на 2005 год был определена в 5,5 млн человек (в 1987 году было около 5). Реально же по статистике население Петербурга в 2005 году составляло 4 240 тыс. человек. В следующем году цифра подскочила на 300 тыс. исключительно за счёт включения в городскую черту Петергофа, Колпина и Курортного района.

Вот на этой оптимистичной ноте я и хочу закончить. Большинство иллюстраций я взял из книги «Петербург в планах и картах» издательства «Карта», а на эпический текст меня подвигла одноимённая лекция С. В. Семенцова в библиотеке Маяковского на Фонтанке, которую я посетил вместе с дочкой на прошлой неделе.

история Петербурга, история Санкт-Петербурга, история Ленинграда, карты, 1930-е, 1980-е, 1940-е, 1910-е, история Петрограда

Previous post Next post
Up