Планы в планах - II

Jun 09, 2015 18:00

Итак, продолжим начатое в прошлом посте и посмотрим какие ещё были планы городского строительства в Петербурге.

Приглашенный Петром I в 1717 году из Франции архитектор Жан-Батист Леблон нашёл проект Трезини слишком примитивным и разработал свой проект генерального плана Петербурга - в виде огромного овала из бастионов, наложенного на очертания Невской дельты.




Нереальный, фантастический, потрясающе красивый план Леблона, похожий то ли на узорчатый ковёр, то ли на тибетскую мандалу. Первая попытка создать единый ансамбль не в отдельном районе, а охватить целый город! Детально проработанный и учитывающий разделение всех осваиваемых территорий по типам формирования среды: административный центр, жилые районы, предместья, парковые зоны.

Поражает своей пространственной композицией, геометрической правильностью и особым отношением к природе, так свойственным эпохе Просвещения. Я имею в виду абсолютную веру в силу человеческого разума и способность сделать из природы «не храм, а мастерскую». Французские регулярные сады с их по линейке проложенными дорожками и кустами, постриженными в форме шаров и кубов - примеры того же порядка. Нет, ведь какое презрение к топографии местности - река словно совершенно не влияет на авторский замысел, а сам план напоминает печать на документе, которая ставится совершенно невзирая на то, как расположены под ней строчки текста!




В соответствии с идеей Петра I Васильевский остров проектировался как новый идеальный район того «парадиза», который царь задумал создать на берегах Невы. Восточная его оконечность должна была стать новым общественным центром города. В середине острова - площадь с садом и царским дворцом. Рядом - здание Сената и Коллегий. В конце диагоналей квадрата - соборы. Западнее - ещё одна площадь для парадов с монументом Петру I, башней-маяком и триумфальной колонной, над созданием которой до 1740-х годов работал Нартов.
Чёрным прямоугольником между центральной площадью и Стрелкой обозначено на плане здание Академии Наук и Академии Художеств. Собственно, они и сейчас находятся неподалёку.




На Городском острове посреди огромной квадратной площади предполагался ещё один памятник Петру - на этот раз конный. Ныне эту скульптуру можно увидеть перед Инженерным замком.
Обрамляет этот гигантский овал внешний обводной канал с мощной системой укреплений с земляными и кирпичными бастионами, башнями и казармами. Впервые в Европе предлагалось создать многослойную регулярную фортификационную структуру такого масштаба.
И ещё момент. В нижнем правом углу имеется автограф архитектора, где он просит у Петра извинения за возможные ошибки и недочеты, так как «чертёж был сделан с поспешанием в 4 дни». Четыре дня! И это вручную - безо всяких цифровых технологий!




Время очередной революции в освоении городского пространства настало в 1730-36 гг., после того, как Петербург вновь обрел столичную функцию, ненадолго уступив ее Москве.
По инициативе Миниха на Адмиралтейском острове, рядом с верфью, было подыскано место для императорского дворца Анны Иоанновны. Естественно, что рядом началось стремительное формирование нового центра города, обозначив зарождение будущей Дворцовой площади. Троицкая площадь, которая благополучно справлялась с такой ролью в начале столетия, «умерла» окончательно, а сменившая ее в 1720-е годы стрелка Васильевского острова постепенно теряла свои представительские функции.
Кстати, интересно, что до XIX века не существовало строго стандарта на помещение Севера в верхней части карты. Было и так, и так. Смотрится непривычно.



«План Выборгской части с проектом полковых казарм, гошпитальных строений и урегулирования кварталов баталиона Синявина (Канцелярии от строений) или прежних солдатских слобод», подписанный архитектором Еропкиным.
Планировка Выборгской части, территория которой ко времени работ комиссии была освоена лишь по берегу, представляет систему пяти радиально расходящихся от полукруглой площади улиц. Площадь эта предполагалась за садом Морского госпиталя, обращенного фасадом на Неву. Три луча из пяти были ориентированы на купол церковного корпуса госпиталя, расположенный в центре главного здания.




План Махаева, созданный при Елизавете Петровне в середине XVIII века.
На картуше в левом нижнем углу помещён проект памятника императрице. Неясно где его предполагалось установить, но на заднем плане видно здание 12 коллегий с конным памятником Петру. Да, это всё тот же «бродячий» монумент, в результате оказавшийся перед Инженерным замком.
План не отличается оригинальными идеями - в основном показана существующая застройка и проекты прокладки новых улиц. Но рассмотреть поближе детали тоже интересно.




Единственное можно отметить, что на этой карте, как впрочем и на предыдущей и на последующей, Кронверк показан в никогда не осуществленном проектном варианте, утвержденном Анной Иоанновной в 1732 году.
В соответствии с указом, на расстоянии 130 сажен от стен крепостей было запрещено размещение любых частных и общественных строений. Вокруг неё предусматривалась эспланада - полуциркульная зона, свободная от любых строений, по границе которой тоже намечено было устроить канал.




Ни этот канал, ни защитные бастионы так и не были возведены, так как крепость всё больше теряла военное значение. Однако указ императрицы - это святое. Раз он официально не был отменён, то картографы так и продолжали изображать Кронверк в «виртуальном» виде вплоть до начала XIX века.




На плане Х. Рота 1776 года мы видим поистине революционные предложения. Часть из них была реализована. Центр столичного города окончательно обосновался на Адмиралтейской стороне. Предусмотрены прокладка каналов по границам города: упорядочение пограничной реки Фонтанки, создание каналов на Васильевском острове (вдоль 12-13-й линий) и Санктпетербургском острове (южнее Карповки).
Также намечены каналы вдоль границ предместий: будущий Обводной канал южнее реки Фонтанки, продолжение Лиговского канала, каналы по 16-й линии и будущей Косой линии на Васильевском острове, каналы вокруг слобод - Галерного селения, Песков, Ямской слободы.
На Стрелке Васильевского острова предусматривалось создание полуциркульной общественной площади с павильоном Готторпского глобуса в самом центре.




По обоим берегам реки Фонтанки намечены въездные площади, самая грандиозная - на самой западной оконечности, в устье Фонтанки. Через несколько лет именно в этой зоне будет предложено создать искусственный треугольный остров, переместить сюда морской порт с северной оконечности Стрелки Васильевского, организовать здесь главный въезд в столицу. Огромная полукруглая площадь с радиально расходящимися улицами идеально подходила для этой градостроительной роли.
Одновременно предложено завершить Екатерининский канал и проложить еще два канала, сходящихся под острым углом. В поясе предместий от слободы Преображенского полка до слободы Измайловского полка предусмотрено создание системы дуговых улиц с крупными общественными и торговыми площадями: в зоне Собора Спаса-Преображения, Церкви Симеона и Анны, Владимирской церкви, Церкви Семеновского полка, Троицкого собора.




По проекту намечена практически полная реконструкция Петербургской стороны. Эта территория за исключением района Петропавловской крепости и Кронверка рассматривалась как предместье. В связи с этим, а также по стратегическим и противопожарным соображениям был запроектирован дугообразный канал с целью отделения гласиса перед крепостью от предместья. Он проходил бы по трассе нынешнего Кронверкского проспекта.
Предложено было создать новую веерную систему улиц, преимущественно ориентированную на колокольню Петропавловского собора. В центре этой композиции проектировалась обширная площадь для Мытного двора и Сытного рынка. Улицы должны были доходить не только до границы города, по которой собирались прорыть канал, но и продолжаться в дачные предместья до самых их границ по реке Карповке.
Сквозь проектную планировку на чертеже «просвечивает» реально существовавшая и показанная пунктиром застройка.




Таврического сада пока нет. Но видно, что его территория находится за чертой города. Надо сказать, что в те времена каноны проектирования городской и загородной усадеб чётко различались. И Таврический дворец создавался именно как загородный.

Ещё странно, что при повсеместном правиле, чтобы перспектива улицы была направлена на доминанту - купол или колокольню - Смольный собор является исключением. Почему его центр было не ориентировать на створ Шпалерной улицы? Было бы лучше...

На этом 2-ю часть, пожалуй, закончим. А в следующий раз посмотрим что предполагалось сделать с Питером в веке двадцатом.

Петербург, Архитектура

Previous post Next post
Up