Такими увидел пирамиды Египта бенедектинец из Зеландии Ян Сомер (Jan Somer, 1560-1640) путешествовавший по Египту в 1591 году. Отчет о путешествии был издан после смерти, в 1649 году. Посмотреть отчет можете в амстердамском издании 1661 года Jans Somers zee en landt reyse, gedaen naer de Levante .
Заодно обратите внимание на трех забавных Сфинксов - один в виде скульптурной головы и парочка из времен, креда Сфинксы были земноводными (еще тут показывал таких). .
Когда откроете книгу, обратите внимание: в нее грубо вклинили иллюстрацию и гранки двух с половиной страниц с описанием пирамид. Сделали это другим шрифтом другого размера, наспех и в спешке, т.е. выполняя указание перед самым выходом книги в тираж. Не было бы спешки, уж как-нибудь подобрали бы и нужный готический шрифт, и грамотную верстку.
Судя по всему, издатель получил уже готовые гранки описания пирамид и не получил времени для перенабора готикой.
О чем говорит конкретное вкрапление в книгу Сомера? О многих вещах. Во-первых, что в 1591 году бенедектинец не видел и не мог видеть никаких пирамид, потому что их еще не было. Во-вторых, что решение о будущей постройке и начале вброса в источники было принято. В третьих: что облик, размер, число, локация пирамид не были разработаны, вклинивалась только голая идея. И четвертное: вброс шел в издательствах. Издателей в 17 веке было не так много, они работали и с живыми авторами, и с рукописями умерших, в тех центрах, где они находились, были фактическими монополистами, через них и делалась история.
Это было на момент посещения Сомером Египта в 1591 году. Книга с вбросом вышла посмертно в 1649 году. Обратим внимание еще га несколько деталей вброса. Всего в книгу с готическим шрифтом вброшено две целых страницы, набранных антиквой, и три части страниц.
Само описание - ахинея в части размеров и намек на восходящий проход Большой Галереи к гранитной Камере Царя с саркофагом. Только Галерея - еще лестница с 10-футовыми ступенями, ведущая к мраморной гробнице и 12-футовому мраморному же гробу правителя. Из чего ясно, что со времени путешествия Сомера Великую пирамиду, тогда еще мастабу, досыпали до уровня Галереи и Камеры, одна ступень (а больше их и не делали, т.к. это не ступень, а уступок перед Галереей) готова, и источник вброса в книгу Сомера ее видел. Гранитную Камеру с саркофагом будут делать позже, продолжая насыпать тело пирамиды. Для обеспечения работ с искусственным гранитом сделают воздуховод - положат дюралевую трубу квадратного сечения (алюминий вопреки Википедии выпускали и в 1820-х годах на заводах Германии; показывал это тут под спойлером), просто, без изысков обнесут ее песчано-известняковой формовкой, дюраль вынут, вытащат, выдерут, оставляя клочья. Показывались эти клочья на съемках робота еще здесь. Но это будет еще почти через два века, а пока отмечаем, что и источник вброса в книге Сомера 1649 года, и астроном, математик, антиквар Гривс в книге 1646 года по мотивам посещения 1639 года зафиксировали (см. тут) с Большой Галереей и Камерой Царя.
Что еще интересного на представленных разворотах? В готической части текста были убраны отдельные слова и заменены словами, набранными антиквой: Каир, арабы, Египет.
Помня, что еще у Ортелиуса Каир был Вавилоном, а на самых старых картах египетская география состояла из имен античных богов и героев, делаем вывод, что это и есть исток современной египетской историографии. Египет перевели из окраины античного мира в самостоятельную страну с самостоятельной историей.
*
Прежде чем пожелать ума и здоровья, воспользуюсь случаем - пребыванием в одной книге шрифтов антиквы и готики - для небольшого ликбеза для тех, кто этого не знает, и для оценки россыпи блестящих, эпических по глупости открытий сетевых историков на почве гугл-программы Books Ngram Viewer. Программа показывает частоту использования тех или иных слов в книгах разных лет и веков - естественно, распознанных и прочитанных гуглом. Открывает историк программу и ищет какое-нибудь слово, имя, еазвание, простейшее сочетание слов, имя с фамилией например, смотрит, когда оно появилось, и делает открытие: до этого года искомого не существовало. К примеру, если художник Рафаэль Санти 16 века не находится раньше 18 века, то открытие в том, что он из 18 века, а в 16-й его искусственно перенесли Ватикан, масоны и прочие фальсификаторы, скрывающие от человечества подлинную историю. Вместе с традицией, художественной школой, эпистолярием, граверами, влиянием, современниками-випами на портретах, и т.д., но когда это смущало сетевых историков? Уверовавших в Святую B.N. Viewer больше не смущают ни разум, ни приличия; полюбуйтесь хотя бы на обсуждения тут и тут ...
Открытие сколь величественное, столь и идиотское. Возьмите в источнике, книге Сомера мышкой часть текства, набранного антиквой, и предложите гуглу перевести его. Через пень-колоду, худо-бедно, больше ошибаясь, чем угадывая слова, но гугл что-то напереводит. Теперь проделайте это же с текстом на готике. Ноль. Коротенький предлог или односложное слово с написанием, похожим на антикву, гугл еще может увидеть, но это - все. Он читает антикву (очень далеко не всякую, но пусть...) и не читает готику. А это значит, что генерирование открытий с помощью программы сродни занятию кота, которому нечего делать. Потому что большинство книг 16 века - возвращаясь к Рафаэлю - программа в принципе распознавать и читать не способна.
Краткий ликбез из истории книгопечатания.
От Гутенберга примерно до рубежа 15-16 веков книги печатались только и исключительно готикой. В следующие два века доля книг с антиквой росла от единичных экземпляров до сопоставимой с долей книг с готикой. Еще два века шел обратный процесс, пока на рубеже 19-20 веков готика не сошла на нет. О чем может сказать программа, поле зрения коей настолько ограничено?
[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.