Мастаба Хеопса. Важнейшее для истины, а не науки свидетельство Дэвисона

Apr 08, 2021 06:28

Заглавие выглядит странным, если не знать, что классическая египетская пирамида - это та же мастаба, ходы-камеры под перекрытием, только засыпанная грунтом и обложенная блоками в виде четырех граней. Соответственно мастаба - незаконченная пирамида.

Вторая странность - в самом вопросе. Со школы знаем, что пирамиду, а значит и мастабу строили древние египтяне в 26 веке до н.э. для фараона 4 династии Хеопса - какие вопросы?

Большие вопросы.

Почему, например, до начала 19 века никто из свидетелей, включая ученых, картографов, египтологов, не смог изобразить реальную форму пирамиды Хеопса и вообще Великие пирамиды Гизы в реальном количестве, реальной формы, в реальном расположении? Отчего у всех получалась пирамида Цестия в Риме и никакой другой?

Другой вопрос - это то, что хочу показать.

В 1638-39 годах английский антиквар, математик, астроном Джон Гривс (John Greaves, 1602-1652) посетил Египет и в 1646 году издал первое в истории исследование пирамид - Pyramidographia: or, a Description of the pyramids in Egypt . Соответственно его схема пирамиды в разрезе также первая в истории.




Не обращайте внимания на "римскую" форму пирамиды, все исследователи еще полтора с лишним века будут свидетельствовать только о такой форме, пока не увидят реальную. Главное, мастаба изображена верно, исследователь без сомнений там был и своими глазами видел спуск от входа, восходящий коридор, большую галерею в камеру царя с предкамерой, горизонтальный коридор в камеру царицы.

Теперь уместно спросить: можно ли видеть коридор большой галереи, быть в нем, и не заметить над собой восходящего сужающегося пространства над всеми 46 метрами коридора, высотой более 8,5 м, то есть примерно с трехэтажный дом? В архитектуре оно называется ложным сводом.

Напомню нынешний вид мастабы.





Однозначно: не заметить ложный свод нельзя. А раз его не заметил исследователь, то и не было его. На момент свидетельства был построен только коридор.

По итогам путешествия в Египет 1699-1703 гг французский антиквар, натуралист Пауль Лукас (Paul Lucas, 1664-1737) в книге Voyage Du Sieur Paul Lucas Au Levant (Band 2), выпущенной в Гааге в 1705 году, впервые зафиксировал галерею в нынешнем виде.




Тогда и появились сквозные вмурованные чугунные скобы, вгоняющие в молчание египтологов. Что это, если не оснастка опалубных щитов галереи?



Датский капитан-египтолог Фредерик Норден (Frederik Ludvig Norden, 1708-1742), посещавший Гизу в 1737 году, в книге The antiquities, natural history, ruins, and other curiosities of Egypt, Nubia and Thebes, издававшейся с 1741 года, и английский епископ-египтолог Ричард Поукок (Richard Pococke, 1704-1765), посещавший Гизу в 1738 году, в книге A description of the East, and some other countries, издававшейся с 1743 года, повторили Лукаса, только при Поукоке решили вместо лаза в предкамере сделать стенку для преодоления поверху, но вернулись к проекту лаза.







И лишь в отчете Комиссии Наполеона Description de l'Égypte: ou recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Égypte pendant l'expédition de l'armée française, publié par les ordres de Sa Majesté l'Empereur Napoléon le Grand (Band 2,2,1: Planches 1), работавшей в 1798 году, издавшей труд в 1809 году, была сделана первая из пяти разгрузочных камер. Это пустые помещения над камерой царя, отделенные одно от другого гранитными плитами.




С этой первой камерой, носящей имя Дэвисона, у египтологов сплошные загадки.

Открыл ее, считается, английский консул Натаниель Дэвисон (Nathaniel Davison, 1736-1809).
8 июля 1765 года дипломат-египтолог зашел в пирамиду и увидел в большой галерее лаз, загадочно не замечавшийся никакими исследователями до того и многие годы после.

Лаз, не менее загадочно оставленный на виду не заделанным и не замаскированным строителями. Теми самыми, которые запаковали вход в камеру царя гранитными заторами, сделав непреодолимую для древних грабителей преграду.

Этим лазом, которым легко можно проникнуть в камеру царя, отчаянно защищаемую строителями, дипломат пролез в разгрузочную камеру, носящую ныне его имя.

Дипломат не писал о своем открытии книг, статей, сообщений для сборников статей, а сообщил о нем в 1779 году (через 13 лет!) в письме профессору Джозефу Уайту (Joseph White, 1745-1814). Который при жизни никогда это письмо не публиковал, и вообще не был египтологом, а был всю жизнь теологом, ориенталистом, профессором арабского языка и иврита, единственную египетскую работу, немедленно признанную историческим сообществом устаревшей, посвятил колонне Помпея. Но на письмо к которому ссылаются все исследователи, не называя источника, причем передают сообщение Дэвисона с разночтениями.

К примеру, в 1859 году английский издатель, эссеист Джон Тейлор (John Taylor, 1781-1864) в книге The Great Pyramid: Why Was It Built? and Who Built It? прямо цитировал письмо Дэвисона в связи с открытием Дэвисона. При этом в цитате ни слова нет про лаз и камеру.



В 1807 году французский натуралист, специалист по рептилиям Шарль-Николя-Сигисберт Соннини де Манонкур (Charles-Nicolas-Sigisbert Sonnini de Manoncourt, 1751-1812) в книге Travels in Upper and Lower Egypt: undertaken by order of the old government of France опубликовал гравюру с рисунка Дэвисона. На нем действительно показана плита разгрузочной камеры над камерой царя, но нет никакого лаза. На что пожилой консул - это общее место в египтологии - заявил, что рисунок был получен издателем "неприемлемым способом".




Беспримерная муть сопровождает открытие.

Она рассеивается самим письмом, дружно скрываемым египтологами до наших дней.

Через восемь лет после кончины консула Дэвисона и через три года после кончины профессора Уайта, в 1817 году его все-таки напечатал Роберт Уолпол (Robert Walpole, 1781-1856), отпрыск легендарного в истории Англии государственного деятеля Роберта Уолпола, который всем благам происхождения предпочел скромную должность священника-настоятеля крохотного гражданского прихода и тихую жизнь литератора - популяризатора непризнанных переводов латинских и греческих поэтов, неизданных мемуаров, академических трактатов, философских эссе, и т.д. Будучи в молодости и сам путешественником по историческим местам Древней Греции.

В книге Memoirs Relating to European and Asiatic Turkey на странице 354 это письмо.



И в нем место, сдающее истинное состояние в момент посещения пирамиды Хеопса:

"I was surprised to find that this canal which was supposed to end here continues a considerable way down the pyramid. It was formerly stopped up with stones and sand; these have been washed in the last winter by the rain which seems to have penetrated to this part of the pyramid".

Зная свой английский, доверяю переводчику Гугл:

"Я был удивлен, обнаружив, что этот канал, который должен был здесь заканчиваться, продолжается довольно далеко вниз по пирамиде. Раньше он был засыпан камнями и песком; они были смыты прошлой зимой дождем, который, кажется, дошел до этой части пирамиды".

Что это за дождь в недрах пирамиды, центральной ее мастабе, который вымывает проходы? А дожди на Гизе, напомню, идут раз в году, и не в каждом.

Только в одном случае дожди могут промывать коридоры центральной мастабы: когда над ней нет вышерасположенной части пирамиды, а есть только незначительная часть песка, едва прикрывающего коридоры и камеры мастабы. Полпирамиды еще предстояло насыпать и обложить холм по периметру тремя-пятью рядками блоков, деланных (формованных) на месте, придавая ей всем знакомый нынешний вид. Все и объяснение загадкам открытия Дэвисона. И автоматом - разъяснение загадки формы пирамиды у всех вышеназванных свидетелей - ученых, картографов, египтологов, начертивших в своих трудах остроконечную пирамиду Цестия в Риме. Исключая наполеоновских - у них уже было начало граней, дающее представление о конечной форме. Реальную форму никто из названных выше остальных свидетелей не представлял, у всех она копия римской пирамиды.

Как ни печально для истории Древнего Египта, подобных свидетельств постройки гизских пирамид в ХVII - начале XIX вв и подложности свидетельств этого и предшествующего периодов - десятки.

И на сладкое - простая разгадка "тайной комнаты", "помещения", "камеры", взбудоражившей историческую общественность. Никакой комнаты или камеры, разумеется, нет над Большой Галереей. Речь идет о менее плотной области тела пирамиды, выявленной с помощью датчиков космического излучения, которая в принципе может быть и пустотой неправильной формы.

Чаще всего ее рисуют так.



Форма Большой Галереи - гребня острием вверх и насыпная природа тела пирамиды легко объясняют и эту аномалию. Под действием микротектонических подвижек, влаги, проникающей в тело пирамиды, процессов усадки песок над острием естественным образом разрежается, ниже, у боковин гребня, уплотняется. Разреженный участок, возможно и с полостями, выявляется датчиками космических лучей. Вся и тайна.

Ума и здоровья.

*
Другие материалы о создании истории

[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.

1600-е, 1800-е, история Египта, 1700-е, архитектура

Previous post Next post
Up