1. Возьмите синтезаторы, клавиши, драм-машину и гитару.
2. Добавьте четверых музыкантов, одного звукорежиссера и одного рэпера.
3. Соедините два аккорда и лирику, настоянную на профессиональном сленге.
4. Кипятить, помешивая рывками :))
Как мы помним из
ревью, Jam основан на материале, который был предложен для Dangerous Тедди Райли - тяжелый, агрессивный электронно-фанковый хип-хоп. Уже не раз упоминали группу Guy, вероятно, не все знают, о чем именно идет речь.
Джем по рецепту Тедди Райли, хороший...
Click to view
..но Майкл и сам знал толк в джеме с 9 лет, с тех пор как в 1968-м он вместе с братьями записывал на студии Steeltown Records в Гэри Jam Session ..
Click to view
...если учесть еще и полиметрию в аранжировке этой песни (см. комменты), слушателю приходится и вовсе несладко, несмотря на то что "джем",))
Когда мы пытались разобраться с лирикой и сленгом,
elga74 писала (дальше все ее цитаты будут вот такими, бордовыми):
Сейчас попыталась прослушать Jam, следя за текстом. Не шмогла. И никогда не могла. Там такой напряженный "плачущий" вокал, да такого накручено с ритмами и в аранжировке, что я оказываюсь целиком в музыке, и фсё. Не до слов уже. Зато в самой музыке, мне кажется, много подсказок. Во всяком случае, слово Jam просто "по музыке" разворачивается сразу в нескольких значениях (вот не представляю, как переводить слово, если ограничиться одним значением невозможно.)
Прежде чем перейти к музыке и лирике, остановимся еще на минутку на полиритмах (спасибо форуму майджексон и eldje). Понять, насколько сложен и труден - по крайней мере для нас - ритм африканской музыки, немузыканту совсем непросто. Возможно, лучший способ получить представление о нем - это попытаться равномерно отбить ногой два удара, а руками за то же время сделать три хлопка. Опытный музыкант легко справится с такой задачей; студент музыкального учебного заведения тоже должен суметь это сделать. А теперь, сохраняя постоянный ритм ударов ногой, постарайтесь удвоить или утроить каждый хлопок руками, или чередовать тройной и двойной хлопки, или синкопировать. Такая задача может оказаться трудновыполнимой даже для опытного профессионала. А африканец делает это с необычайной легкостью, причем на фоне не единичного метрического пульса, а сразу нескольких, часть которых нам покажется совершенно несвязанной с остальными.
Такая игра с использованием «перекрестных ритмов» - основа африканской музыки. Вот что говорит А. М. Джонс, один из ведущих музыковедов африканистов: «В этом состоит сущность африканской музыки; это то, к чему африканец стремится. В создании ритмических конфликтов он находит наслаждение». Не вся африканская музыка такова; часть ее основана на свободной метрике, то есть не имеет четкого ритмического рисунка; это прежде всего погребальные песни и некоторые культовые заклинания. Но большая часть африканской музыки неразрывно связана с ритмической полифонией. Неизменным остается граунд бит; он может задаваться барабаном, ногами танцора или хлопками слушающих. Иногда он отсутствует в реальном звучании - в таких случаях он подразумевается как музыкантами, так и слушающими. (Например, все мы можем ощущать метрический пульс песни, не отбивая счет ногой.) На отстукиваемый ногой граунд бит накладывается один или несколько ритмических голосов, поручаемых барабанам или другим инструментам, танцорам или певцам; каждый ритмический голос связан с той или иной ритмической моделью (pattern), которая соответствует конкретному типу музыки. Любая из этих моделей, взятая в отдельности, относительно проста, и образованный западный музыкант может воспроизвести ее без труда, хотя в ряде случаев он может столкнуться с довольно непривычными и для него формами синкопирования. Трудность состоит в том, чтобы строго выдержать свою ритмическую линию в окружении других ритмических голосов, часть которых лишь незначительно отличается от вашего, тогда как другие с ним почти не связаны.
Как правило, эти ритмические модели не импровизируются. Они повторяются, иногда в течение длительного времени, до тех пор пока ведущий барабан, танцор или кто нибудь другой не подаст сигнал перейти к другой ритмической модели. Вся прелесть этой музыки - в сочетании ритмических линий, прихотливо сплетающихся друг с другом, то расходящихся, то снова сходящихся вместе. У внимательного слушателя это может вызвать нарушение ориентации, похожее на зрительный эффект, который возникает, когда вы сидите в одном поезде, а другой в это время отправляется со станции. На мгновение вы теряетесь, не зная, то ли ваш поезд тронулся, то ли другой, то ли сама станция пришла в движение. В африканской музыке, по словам видного музыковеда Ричарда А. Уотермана, «такая фразировка, основанная на принципе офф бит, и связанное с ней смещение акцентов могут таить в себе угрозу нарушения внутренней ориентации слушателя, его субъективного метронома, чего в действительности никогда не происходит».
Один из основных типов перекрестного ритма в африканской музыке строится на противопоставлении двухдольного и трехдольного метров, на контрасте между схемами с двумя, четырьмя или восемью акцентами на единицу времени, с одной стороны, и тремя или шестью - с другой. Многие ритмические структуры строятся по принципу гемиолы, причем так, что мы воспринимаем их как чередование тактов двухдольного и трехдольного размеров. В других случаях два метра сосуществуют одновременно, что создает напряжение и контраст.
Продолжение следует...