Карающая длань атланта Бильдерлинга (новости из мира атлантов и кариатид)

Jun 29, 2012 12:09

Оригинал взят у darwa в Карающая длань атланта Бильдерлинга (новости из мира атлантов и кариатид)



Не так давно, в конце апреля, я провела очередной рейд из серии "Город безруких атлантов" - инспекцию по адресам с разрушающейся фасадной скульптурой. Отчёт об этом здесь: http://darwa.livejournal.com/147844.html.
Одним рейдом дело, разумеется, не ограничилось. В ответственное за сохранность ведомство - КГИОП было послано письмо с резонными вопросами по теме. Вчера вечером был получен ответ. Четыре новости. Две хорошие и две плохие.


Начнём с хороших. У кариатиды работы самого Павла Сюзора на Невском 79 / Пушкинской, 2, которую Вы видите на фотографии, появилась надежда. По результатам письма КГИОП предпринял осмотр фасада дома П.Д. Мальцева, после которого был составлен акт. Далее, цитирую дословно, "в адрес Управляющей компании (название не сообщается - прим. моё) будет направлено предписание о выполнении работ по восстановлению утраченных фрагментов декора". В позитивную сторону ситуацию вытянули три факта: Невский, Сюзор и охранный статус (правда, к великому моему стыду перед Павлом Юльевичем, только лишь "вновь выявленного объекта"). Всё-таки безрукая кариатида на Невском - слишком большой позор. Хотелось бы лишь, чтобы кариатида успела перестоять ту долгую бумажную волокиту, предшествующую выполнению грозного предписания. И чтобы оно вообще было выполнено.

Вторая позитивная новость из Царского села. Пишут, что (снова по тексту) "работы по устранению повреждений атлантов на фасаде Екатерининского дворца в Царском селе, произошедших в результате сброса наледи на сегодняшний день завершены". Меня заинтересовало отсутствие запятой после слова "наледи". Я долго гадала: то ли в Царском Вечная Зима и наледь сбрасывается по сегодняшний день, то ли сегодняшний день и стал мишенью. В принципе, так, наверное, и есть, судя по тому, что наледь сбрасывается так, что повреждаются такие скульптуры. Кто будет в Пушкине, пожалуйста, сообщите, действительно ли атланты восстановлены и качественно ли. По возможности сфотографируйте. Личные соообщения и комментарии смотрю ежедневно. На этой печальной ноте переходим к удручающим известиям.




Как выяснилось из послания, абсолютно нечего ждать несчастным атлантам Бориса Зонна на Рижском проспекте, 50 (рассказ о них в том же посте по ссылке в первом абзаце). Ситуация. пожалуй, самая тяжёлая в городе: у атлантов четыре руки на двоих. Одной уже нет, по остальным трём змеятся серьёзные трещины. Скульптуры могут просто не дождаться реставрации. В чиновном ответе сухо сказано, что дом объектом культурного наследия не является, вследствие чего вопросы его сохранности находятся в компетенции районной администрации (район Адмиралтейский). Не так давно в прессе и на форумах проскочила информация, что адрес рискует пролететь мимо программы реставрации фасадов. Потому что программа эта идёт по схеме "95+5". Это значит, что 5% от стоимости реставрации должны оплатить жильцы. 5% - это немало. Потому что качественные реставрационные работы нынче дороги (а о некачественных мы поговорим чуть ниже). Небогатые жильцы Зонновского дома сумму эту откровенно не тянут. До чего доводит государственный рэкет в виде постепенного перекладывания ответственности на плечи проживающих (процентное соотношение с годами будет меняться не в лучшую для них сторону), отчётливо запечатлено на снимке.

Если этот случай тяжёлый, то следующий, извините, откровенно клинический. Дело касается несчастного атланта Бильдерлинга. Пишут чёрным по белому, и не горит ведь бумага! Цитирую (пунктуацию на этот раз не выдержала и выправила):

"Дополнительно сообщаем, что изменение пропорции руки атланта на фасаде объекта культурного наследия "Дом П.А. Бильдерлинга" (ул. Б.Морская, 53; Почтамтский пер., д.8) произошло не в ходе проведения последних ремонтно-реставрационных работ, а  в результате ремонтных работ, неоднократно проводившихся на протяжении многих десятилетий. Искажение пластики возможно исправить только при последующей реставрации фасада".

Почему бумага должна гореть? Да потому что атланта без руки видело полгорода. Чётко зафиксирована даже дата: обрушение произошло это на следующий день после 307-летия города, 28 мая 2010 года. Падение наделало много шуму в самом КГИОПе (домик непростой:  памятник архитектуры регионального значения). Разъясняю вкратце. Перед этим дом прошёл косметический ремонт (2007 год, ООО «Ремстройкомплект» по КГИОПовскому заказу).  Далее все - от управдома до главы администрации (тогда район вела Наталья Гордеева), начали открещиваться. После инцидента подрядчики заявили, что никакие руки не ломали, а занимались лишь расчисткой (очень логично, правда?). Согласно документам рука то потерялась, то хранилась в Жилкомсервисе № 1, обслуживающем дом (как жилищники "хранят" части культурного наследия, мы знаем: http://darwa.livejournal.com/145803.html, то раскололась вообще и кисть утрачена.   По поводу этого раскола КГИОП сам писал официальное сообщение, упирая на то, что раскол сей есть результат неквалифицированного вмешательства и по сути своей является нарушением аж федерального закона об объектах культурного наследия.

Была экспертиза, предписание главе районной администрации с требованием незамедлительного восстановления утраченного фрагмента декора и эпистолярная угроза привлечения оной главы к ответственности. Однако глава оказалась женщиной не из робких и начала отпираться, возражая, что руку атланта должен восстанавливать КГИОП.  Похоже, скандал стоил Наталье Геннадьевне места: в начале 2011-го года она покинула кресло. В этой крикливой суете так и осталось неясным, рухнула ли рука сама или её так неудачно "демонтировали" неизвестные сотрудники Жилкомсервиса. Остался вопрос к КГИОПу: какое право имели не имеющие никакого реставрационного опыта коммунальщики самовольно менять облик памятника регионального значения? Но и это дело замяли: похоже, что Жилкомсервис просто красиво ушёл в сторону. Руку восстановили в октябре 2010-го (между событиями прошло не много лет, а менее полугода), но восстановлением это не назовёшь. В результате этой отпорной работы атлант "заболел артритом": длань оказалась грубо прилеплена и напрочь лишена анатомических пропорций. Об этом много писала пресса, в частности, "Карповка" (даю поисковую ссылку, в текстах вы увидите и фото атланта без руки, и с "воссозданной" конечностью): http://karpovka.net/?s=%D0%B4%D0%BE%D0%BC+%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0&x=14&y=5. После этого вылившегося в СМИ разбирательства мне откровенно смешно и грустно читать что-то про плавное течение десятилетий, размывшее атлантову длань.

Кстати, рука этого атланта "указала на выход" не только главе Адмиралтейской райадминистрации. Через год, в октябре 2011-го, КГИОП покинула уже его глава. Не знаю, совпадение это или нет и уволятся ли авторы столь возмутительного послания (Замятина как исполнитель и Ломакина, чья подпись), но мне хотелось бы, чтобы карающая длань атланта Бильдерлинга, уже сделавшаяся кошмаром Адмиралтейской райадминистрации и КГИОПа,  стала ещё мощным символом. Вроде булгаковского платка Фриды. Пусть она, такая жуткая, артритная, зависает над всеми чиновниками, которые врут.

Коломна, охрана памятников, Петербург

Previous post Next post
Up