Орла Барановской восстановят

Apr 18, 2012 16:34


Пришла весна. Грачи прилетели, а с ними, говорят, и орлы. После долгого молчания по проблеме (аж с начала ноября) КГИОП принёс радостную весть: скульптура орла на фронтоне дома Антонины Дмитриевны Барановской (Большой пр. ПС, 83 / наб. р. Карповки, 6 / ул. Петропавловская, 8) будет восстановлена.




Дом Барановской  - ярчайший образец модерна начала прошлого века (1211 - 1912 годы) за авторством известного архитектора Василия Вейса. Эту "птичку" с двухметровым размахом крыльев (по некоторым данным, работы легендарного зодчего А.Л. Обера - автора скульптуры орла на Доме Книги, т.е., получается, эти орлы - братья), я помню прекрасно. Не только визуально: большой шум был из-за этой птички пять лет назад, в 2007-м. Когда я уже давно писала на градозащитные темы, и мы с КГИОП использовали друг друга в качестве источников. Да, в тогдашний КГИОП можно было запросто позвонить, написать по электронной почте (получив ответ в течение часа), а то и вовсе заявиться со своим списком объектов, рекомендуемых к реставрации и гигабайтом фотографий на диске. Объективности ради скажу, что многое из этого списка действительно было спасено.

Тогда, в 2007-м, на каком-то из краеведческих сайтов (на каком - уже не помню), прочла я про этот дом и эту птичку. И решила выяснить, в какие края (не в металлоломные ли) скрылся цинковый пернатый из подсемейства аquilinae. Прочла я, что скульптура была демонтирована в связи с аварийным состоянием каркаса и передана на ответственное хранение в ГУЖА Петроградского района.

Я позвонила в это ГУЖА. Сотрудники реагировали на меня так, будто с утра под вечер после бурной вечеринки увидели орла, влетевшего в форточку. "К-каккой орёл? Эт самое... Эээээ... Чего-чего?!" Только трубки из рук не выпадали.  По факту никто ничего не сообщил: кадровый состав жилагентства давно сменился, в церемонии демонтажа скульптуры и принятия её никто из ныне работающих сотрудников участия не принимал. Таким образом, судьба подлинной   скульптуры оставалась неизвестной.

По итогам разговора с жилищниками я предприняла несколько звонков и электронных писем в КГИОП, пообещав резонанс в прессе. В комитете ещё помнили тот резонанс, который я устроила по сфинксам Малой Невки (12 публикаций за один день, не считая перепечаток, от него долго не могли отойти). Орёл был включён в каталог второго "Магазина подарков Петербургу" (скромно умолчу, с чьей подачи):






Однако проект реализован не был, и причину чётко мне не озвучили. В итоге одну публикацию (одну, ибо всё же понадеялась на будущую реализацию) я всё-таки сделала: http://smena.ru/news/2007/06/22/11278/



Впоследствии я весьма пожалела, что вместо канонады осуществила всего один выстрел (хотя, и усиленный отдачей копипасты информагентств). Годы шли, а о возвращении орла речи так и не заходило. В августе 2010-го года ГУЖА объявляло некий аукцион на реставрацию. Сулили даже 11 млн 472 тысячи рублей из бюджета. Фасад пережил-таки текущий ремонт (в результате которого была изуродована крыша - исчез декор), но орёл по-прежнему не приземлялся на фронтон.

В ушедшем году моё ангельское терпение иссякло. 3 ноября мною (ещё по линии ЭРА) было отправлено письменное обращение по поводу воссоздания скульптуры орла в КГИОП. Копия была послана главе администрации Петроградского района. 


В установленный срок нам ответили из администрации и из жилищного комитета. Кивали на КГИОП и по старой памяти сетовали на давность лет (что ж, очень удобно):





Как мы с коллегами поняли, ценная скульптура была передана на якобы ответственное (подчёркиваю и выделяю жирным курсивом) хранение без каких-либо актов приёмки-передачи, без принятия на баланс. То есть, просто грубо сорвана с фасада и столь же грубо брошена рабочими неизвестно куда. Это при том, что дом является памятником (хотя и просто ВВО, из чего я в очередной раз делаю вывод, что этот шутейный статус вообще ничего не означает).

Конечно, для КГИОП такое положение дел - конфуз. Как выйти из него и ответить пообтекаемей, они думали почти полгода (при официальных, установленных законодательством  сроках ответа в один месяц). Пришлось торопить, вызванивать. В телефонной беседе сотрудники были пооткровенней, и немножко проболтались, что фрагменты подлинной скульптуры находятся в мастерской "Матис". Так ли это - слово, наверное, за её сотрудниками. Но, возможно, это - ещё один ключик к информации о том, кто станет (или уже заочно стал) победителем тендера на воссоздание.Да, речь уже только о нём, ибо подлинник скульптуры, похоже, уже действительно давно приземлился в какой-нибудь пункт приёма металлолома.

Но всё-таки, спустя почти полгода,  КГИОП разродился на ответ. Публикую без купюр, полностью. Оцените обтекаемость:


Ответ, честно говоря, грустно позабавил. Во-первых, видно, что профессионализм сотрудников КГИОП неуклонно падает с каждым днём: ребята почти полгода гуглили, что такое аттик и чем он отличается от портика и сандрика. Да, с этими градозащитниками надо держать ухо востро: неровен час перепутаешь - на смех подымут... Ещё и спросят про Тита Помпония... А во-вторых, мы им про Фому, они нам про Кузьму. Мы им про скульптуру, аж по семи пунктам - они нам про аттики. Про акт экспертной комиссии по пресловутым аттикам в 2009 году. А про орла в начале 90-х, и была ли там какая-то экспертная комиссия, ни слова. Про орла лишь в конце. Скромной однострочной приписочкой. Восстановим, мол. Только не мучайте: у нас опять по вашим обращениям девять долгов скопилось - с декабря ответить не можем, вопросы у вас такие каверзные...

Но, как бы то ни было, ответа мы всё-таки дождались. С радостной новостью: дому Антонины Дмитриевны Барановской, почтенной супруги крупного инженера и промышленного управленца, вернут скульптуру орла. Правда, уже не подлинник, но всё-таки, когда птицу вернут - это будет лично мой праздник.  Впрочем, здесь нужен глаз да глаз. И посему глаз мы не спускаем: или праздничный репортаж, или очередное разоблачение.  

орёл Барановской, потери, градозащита, позиция, повторение пройденного

Previous post Next post
Up