Важность авианосцев для внутренних морей

Oct 10, 2023 11:52


Одним из «любимых» тезисов против авианосцев является утверждение, что они полезны только флотам, собирающимся действовать на просторах океана.  Во внутренних морях, их задачи может эффективнее - и дешевле, что часто становится краеугольным камнем аргументации - решать береговая авиация. Причем если в отношении Средиземного Моря еще допускается ( Read more... )

1930-ые, 1940-ые, флот, Вопросы альтернативной истории, военно-морская история

Leave a comment

Comments 166

ecoross1 October 10 2023, 08:56:42 UTC

советский истребитель И-16-18 (модель 1939 года).

А ничего, что советская авиация в силу комплекса причин страдала по дальности? :)

Тогда уж скорее Ме-110, Та-3, Лайтнинг или Бофайтер. Молчу про Твин Мустанг :)

Зенитная артиллерия могла справиться с отдельными самолетами: отразить скоординированную атаку она была не в состоянии (наглядная тому демонстрация - гибель британского Соединения Z).

Радиовзрыватели вошли в чат :)

Reply

mohanes October 10 2023, 09:48:23 UTC

Сейчас убегаю на работу, поэтому пишу не глядя в источники, опираясь исключительно на память. ЕМНИП, в ходе сражения за Филиппины янки один из японскиз отрядов линкоров долго мутузили палубной авиацией. С околонулевым результатом. С учётом того, что самураи на тот момент и слова-то такого - "радиовзрыватель" - не знали, не так уж они (радиовзрыватели) и нужны были...

Reply


nik_nazarenko October 10 2023, 09:09:45 UTC

полагаю, проблему взаимодействия можно снять - она связана с необходимостью а)наличия авиации в составе ВМС и культурой работы штабов. а не с заявленной темой.

гибель соединения зет... ну, скажем так - все флоты сильно недооценили вооружёность ПВО перед войной. так что это не показатель, что только самолёты. и ямато тут тоже не годится - ему бы и авик не помог его бы всё равно грохнули.

да при определённом приложении сил можно и флагман в гавани накрыть - и против лома нет приёма. а против 1500 бомберов + 500 истербителей пво вообще не родилось. и в гробу они то истребительное прикрытие видели.

но в целом - как минимум идея иметь эскортник не выглядет глупой, но... где прикажете союзу взять денех? ещё и на это?

Reply

fonzeppelin October 10 2023, 09:24:37 UTC
Ну, я бы сказал что проект 20-ых по перестройке в авианосец парохода "Комсомолец" был бы оптимальным началом: по деньгам посильно, и с практической точки зрения полезнее тех же "Малюток".

Насчет же специфически ЧФ в ВОВ - там оптимальным решением было бы именно тыкать катапульты (хоть ракетные, по британскому опыту) на крейсера и лидеры, цепляя на них истребители с посадкой на аэродромы.

Reply

nik_nazarenko October 10 2023, 09:38:21 UTC

оценивать эффективность малюток стоит далеко не столько по их успехам. сколько по затраченному на противодействие. и вот тут никто ничего даже толком делать не начинал - а что те же финны и немцы нервничали - отражалось. посильность же по деньгам - ну тоже смотрим в комплексе - что порежем. особенно учитывая, что в 20-е эта проблема.... да даже 40-м рассматривалась совсем по-другому (что видно по полной недостаточности ПВО у всех)

полагаю, это бессмыслено было бы - просто корм для люфтваффе. проблема ЧФ решалась в воздухе на уровне полков и эскадр и флот тут по большому счёту сделал, что мог.

Reply

mrjak76 October 24 2023, 15:05:50 UTC

- и с практической точки зрения полезнее тех же "Малюток"

Не забываем, что на тот момент Великая Отечественная виделась мягко говоря по другому, а в ситуации "в разгар войны с Польшей-Финляндией-Румынией англо-франкская эскадра с парой-тройкой АВ тащит толпу десантных транспортов через керченский пролив" советский АВ не жилец, а Малютки и поплавки создают противнику массу проблем.

Reply


(The comment has been removed)

fonzeppelin October 10 2023, 09:32:08 UTC
Я бы сказал, что по практическому применению корабельных гидросамолетов в ударных и разведывательных операциях, Российская Империя в ПМВ была в числе лидеров.

Reply

jr0 October 10 2023, 11:12:04 UTC

И забывают, что морской транспорт самый производительный, особенно тогда (да и теперь).

Даже в порту авианосец сила. При том передвижная. Это не только ВПП, но и управление, мастерские, склад, место для жизни. Передвижное.

Reply

haurhot October 10 2023, 12:11:27 UTC

Именно! Быт и прочее наладить надо один раз, а при перебазировании наземной авиации-на каждом новом аэродроме с нуля фактически.

Reply


valezian October 10 2023, 09:17:35 UTC
После войны я что-то не видел, чтобы палубная авиация топила корабли. А вот береговая авиация и ПКР с берега - таки да.

Reply

naval_manual October 10 2023, 09:36:48 UTC

Так это Вы смотрели невнимательно.

Самое известное

https://en.wikipedia.org/wiki/Action_in_the_Gulf_of_Sidra_(1986)

https://en.wikipedia.org/wiki/IRIS_Sahand_(1969)

Reply

jr0 October 10 2023, 11:16:36 UTC

У флота или авианосцы есть, или приходится хоть что-то делать со своего берега. Выход-то какой?

Главные флоты господствовали в океане безраздельно.

Reply

valezian October 10 2023, 12:12:50 UTC
Выход простой, если вы остров или огромная экономически мощная держава с огромным океанским выходом - стройте авианосцы для проецирования своей мощи, нет - нет.

Reply


agordian October 10 2023, 09:17:58 UTC

Насколько знаю, организация советских ВВС... мягко скажем, хромала, а уровень эксплуатантов, судя по аварийности, иначе как аховым не назовешь. Вряд ли советские ВВС созрели к началу 1940х даже до схемы: взлетаем с воды, садимся на землю. По крайней мере массово.

Что же до авианосцев, то ключевой контраргумент - на Балтике или Черноморье не самолет, а корабль является слабым звеном. Его очень сложно защитить и достаточно просто утопить. Особенно сейчас, когда от Таллина до Хельсинки 80 км по прямой, наваливать можно даже артиллерией и пресловутыми Хаймарсами, и наш Балтфлот превратился из озерной флотилии (вроде бы так его стебали в советские времена) в прибрежно-портовую.

Авианосцы как воздух потребуются, когда Арктика подтает достаточно, чтобы севморпуть открылся круглогодично. Там протяженность побережья больше, чем оба побережья США совокупно. Поэтому Кузю нужно подновить, гонять через него пилотов и экспериментировать с беспилотниками. А на Звезде начинать рисовать эскизные проекты авианосцев ледового класса.

Reply

shkslj October 10 2023, 09:26:35 UTC

Открылся круглогодично не значит что там поплывет поток. Даже балтийские условия считаются суровыми для торгового судоходства.

Это не мое мнение, а мнение капитана АЛ 50летия октября

Reply

agordian October 10 2023, 10:51:12 UTC

Мнения могут самые разные мниться, и разной весовой категории - у заслуженного капитана с мест оно, конечно, весомее.

Проблема в том, что мы не знаем, как будет в реальности, и не очень понимаем процессы, чтобы достоверно прогнозировать. Любые - климатические, экономические.

Гольфстрим-еврогрелка, например, добивает аж до середины севморпути с плюсовой температурой - вы в курсе? Потом, наконец, остывает, но не до арктических значений. Он на глубине в сотни метров, куда его загоняет слив северных рек - легкая пресная вода сверху отвечает за сезонное (не многолетнее) обледенение. Их взаимодействие исследовано толком? Можно прогнозировать не пальцем в небо?

Короче, видим только, что многолетний лед постепенно релоцируется в сторону Америки (там ледовый ад, Гренландия не пускает Гольфстрим к Америке, насколько помню - в этом причина).

За экономику тоже. Транзит Китай-Европа короче в милях на треть, емнип, но будет ли дешевле? Бог знает. Бог знает, чем будет Китай, и чем Европа через десятки лет. Но допустим, нет транзита. Зато есть ( ... )

Reply

y_a_noname October 11 2023, 19:25:34 UTC

> Готовиться нужно ко всем вариантам

К.О. хочет сказать, что с ограниченными ресурсами невозможно готовиться ко всем вариантам.

Reply


Leave a comment

Up