Воззвание Барской конфедерации

Feb 06, 2013 11:39




Казимир Пулавский написал в воззвании 1768 года очень интересные вещи, по которым можно судить об отношении поляков 18-го века к своему восточному соседу, а также к польской и русской истории. Очень стоит почитать:

"Наконец благодаря вам, храбрые поляки, предательские союзники Польши стали явными врагами.

В продолжении шестидесяти лет затаённая вражда, более опасная, чем кровавая битва, ослабляла и опустошала наше несчастное отечество. Республика подверглась насилию, религия оскорблена; высшая власть страны находится под игом, справедливость стала обманом, права наши попраны ногами, сенаторы томятся в цепях.

Терпеть всё это могут только трусы.

Весь мир будет восхищаться усилиями нашего восстания. Но кто же этот тиран, угнетающий нас? Кто этот дерзкий народ, нас презирающий?

Вспомним, что было время, когда этот гнусный народ всегда убегал пред нашими предками; что его цари преклонялись пред нашими королями; что его провинции стали нашими; что они (русские - Н.Э.) составили посреди лесов и степей новую империю благодаря войнам, которыми мы были тогда заняты. Вспомним, что наши простые  ополчения из крестьян обращали в бегство царя и его войско и что несколько лет спустя отцы наши удерживали в русской столице враждебные против них усилия целого народа и оставили эту столицу только по превращении её в пепел.

В наше время, вы скажете, у русских есть опытные офицеры, привыкшие к битвам солдаты, суровая дисциплина, многочисленная артиллерия, и это их страшное превосходство? Что ж, храбрые мои соотечественники, вы не скажете  этого; вы чувствуете в самих себе все преимущества личной храбрости и чести, которой имя даже не знакомо нашим противникам и которую не поддерживает дисциплина».

Дальше Пулавский сравнивает русских с животными - "стойкими, но послушными, которые, не рассчитывая ни на какой личный интерес, будут ли они победителями или побеждёнными, повинуются только страху плети и наказанию". «У нас все равны, все братья... Мы, которых отечество призывает к его освобождению, считаем всё, что берёмся защищать, достоянием общим и личным каждого достоянием».

Не все поляки хотят восстания в равной мере, но Пулавский напоминает, что в любой стране находятся трусы и изменники: ведь даже Фермопилы были взяты персами благодаря предательству. К числу трусов следует относить тех, кто задаётся вопросом, какие у Польши средства для борьбы и какие союзники. Счастливые времена, когда у Речи Посполитой были друзья, давно прошли, и теперь следует действовать очертя голову.

«Имеем ли мы надобность в помощи или совете, чтобы знать желание наше быть свободными или умереть?»

Такой надобности, конечно, не было... Но дальнейшие события показали, что одной храбрости и чести недостаточно: нужны дисциплина, пушки и деньги. Из исторического экскурса понятно, что для конфедератов начало упадка Речи Посполитой - Северная война, когда две соседние державы использовали страну в своих интересах, имея для неё по королю каждая. А до этого восточный сосед тихо усиливался в своих лесах, пока поляки сражались со шведами за Балтику и с турками и татарами за независимость и жизнь. В российских школьных учебниках пишут, будто Русь спасла Европу от монголов? А поляки имеют все основания думать, что они спасали Европу и от монголов, и от османов. Это уже через полтора века после первой Хотинской битвы и через 90 лет после спасения Вены были победы Румянцева и Суворова над ослабевшей Портой.

Только вот слова Пулавского про ополчение польских крестьян, обратившее в бегство царя, звучат не совсем серьёзно. Это он про гусар Жолкевского у Клушина?

18-й век, Барская конфедерация

Previous post Next post
Up