Оригинал взят у
fon_eichwald в
Собеские: продолжение Якуб Собеский
Начало здесь:
http://fon-eichwald.livejournal.com/72754.html Итак, Якуб Собеский потерял отца в 15 лет, в 1605 году. Начальное образование он получил в Замойской академии, а в 1607-м отправился в заграничное путешествие, как это было принято у польских молодых людей той эпохи. Четыре года он провёл в Париже, а потом побывал в Англии, в обеих частях Нидерландов, в Испании, Португалии и Италии; его принимали у себя Яков Первый Стюарт, Филипп Третий Испанский, Мориц Оранский, император Матвей, папа римский Павел Пятый.
Собеский вернулся домой только спустя шесть лет, в 1613 году. Речь Посполита в это время активно воевала на востоке, при участии в том числе и дяди путешественника. Якуб стал приближённым несостоявшегося царя - Владислава Вазы. Человек он был, видимо, не военного склада, склонный к интеллектуальному труду, и карьера его была связана с мирными занятиями: посол и маршалок на сеймах, участник переговоров со Швецией, видный оратор. Из-за эффектной и экспрессивной манеры произносить речи современник прозвали Собеского "польским Демосфеном". В войнах он тоже участвовал - например, в московском походе Владислава, в хотинской кампании 1621 года, в подавлении восстания Жмайла на Украине - но и там он выполнял в первую очередь роль комиссара на переговорах.
Заслуги Собеского были отмечены его высоким покровителем. Якуб получил ряд доходных староств, воеводства белзское и русское, краковское каштелянство. Но ещё больше усилились его позиции благодаря женитьбе. Второй.
Первый брак был, безусловно, почётным: княжна Марианна Вишневецкая - всё-таки потомок Гедимина, дочь крупного магната. Её отец был князь Константин, первым из Вишневецких принявший католичество и первым из вельмож поддержавший "царевича Дмитрия"; её мать происходила от князей Збаражских; её мачеха была из Мнишеков (сестра царицы Марины). Женитьба на девушке с таким положением показывала, на какую высоту поднялось семейство Собеских. Только вот продлился этот брак всего несколько лет: Марианна умерла при вторых родах (у неё было две дочери, и обе умерли сразу после рождения).
Второй избранницей Собеского стала нетитулованная особа - внучка Станислава Жолкевского.
Станислав Жолкевский
В биографии последнего, кстати, много общего с биографией отца нашего героя. И Собеские, и Жолкевские были некогда бедным шляхетским семейством в коренных польских землях; интересы их переместились на юго-восток, и там, в Червонной Руси, удалось возвыситься и разбогатеть худородной шляхте (кстати, о ранних Жолкевских я написал заметку в те времена, когда у меня не было совсем ни одного подписчика:
http://fon-eichwald.livejournal.com/1593.html) И Станиславу Жолкевскому, и братьям Собеским оказал своё покровительство Ян Замойский, дав первый толчок их карьере. Дальше были верная служба Баторию, Гданьск, Полоцк, Псков, война с австрийским претендентом, молдавские походы, поддержка короля во время рокоша Зебржидовского. Только заслуги Жолкевского были более весомыми, а оказанные ему почести, соответственно, более обильными. Так что он не только приобрёл репутацию видного полководца, но и создал отличную латифундию вокруг купленных им Бродов и основанной им же Жолквы.
Номинально эти владения отошли после злосчастного Цецорского похода (
http://fon-eichwald.livejournal.com/46634.html) единственному сыну гетмана Яну, но тот был в турецком плену. Его выкупили три года спустя (1623 год), но он вернулся домой только для того, чтобы умереть от ран... У Станислава Жолкевского было ещё две дочери, но младшая из них, Катерина, выданная за Станислава Конецпольского (того выкупили из плена вместе с Яном) уже умерла к тому времени, не оставив детей. Оставалась старшая, София, жена русского воеводы Яна Даниловича.
Семейство Даниловичей было к тому времени сенаторским только во втором поколении, но утверждало, будто их предок - некто Данило Дажьбогич, служивший ещё венгерским королям из Анжуйского дома в 14-м веке. Позже, когда семья ещё усилилась, выросли и претензии, и, конечно, нашёлся генеалог, озвучивший витавшую в воздухе мысль: Даниловичи - это ведь потомки Даниила Галицкого!
Но для нас важнее, что жених Софии Жолкевской владел, например, половиной замка Олеско, вторая половина которого вошла в состав приданого его невесты. Прекрасный замок, вошедший в большую историю...
Так вот: в 1623 году в "маетностях" Жолкевских наблюдался явный династический кризис. Это понятно уже по тому, что организовывать оборону во время очередного татарского набега пришлось трём женщинам: вдове Регине Жолкевской (урождённой Гербурт), её дочери Софии Данилович и её внучке - 16-летней Софии Теофиле Данилович же. Проблема была решена, когда русский воевода вступил во владение Жолквой и прочим. У него подрастал наследник, названный в честь великого деда Станиславом (он родился в 1611 году), а дочь Ян Данилович выдал за соседа - коронного подчашего Якуба Собеского (1627 год).
София Теофила Данилович
Первый сын у четы Собеских родился через год после свадьбы в Злочеве. Его назвали Мареком в честь деда по отцу. Ещё через год в Олеско, где София Теофила любила бывать, родился второй сын, которого назвали в честь деда по матери - Яном. Хорошее имя... Позже, лет эдак через 50-60, начали рассказывать, будто во время этих родов над замком бушевала гроза, а стол, на который положили младенца, раскололся пополам. Под стенами же хозяйничали татары, пришедшие с очередным набегом...
В раннем детстве братья Марек и Ян много времени проводили в Жолкве - в гостях у своего совсем молодого дяди Станислава (Ян Данилович умер в 1628-м). Но всё изменила случайность. Во время одного похода в степь Станислав попал в плен к татарам; буджацкий мурза Кантемир, конечно, вернул бы его домой за хороший выкуп, но всё решила "рука тиранская и пьяная голова" сына Кантемира. Тот просто зарубил по пьяному делу беззащитного пленника, надежду рода. Станиславу было тогда всего 25.
С этого момента оставалось только двое потомков Жолкевского: 8-летний Марек и 7-летний Ян. К их отцу и перешли владения как Жолкевских, так и младшей ветви Даниловичей. С этого момента Собеские могли считаться одним из нескольких самых могущественных семейств региона.
Будущему королю Яну Третьему это впоследствии очень помогло.