Оригинал взят у
fon_eichwald в
Королева Екатерина и судьба семьи Лещинских
Судя по портретам, это была очень красивая женщина. Катерина, королева Речи Посполитой (дважды королева, если можно так выразиться). Она была единственным ребёнком "графа на Опаленицах и Бнине" Яна-Кароля, наследницей могущественнейшего семейства Великопольши, а поэтому выйти замуж ей следовало только за наследника второй магнатской семьи в тех краях - Станислава Лещинского.
Ян Кароль Опалинский
Брак состоялся в мае 1698 года - уже при Августе Сильном. Спустя год родилась первая дочь, Анна, в 1703 - вторая, Мария. Ещё чуть позже Лещинский стал королём Речи Посполитой, но царствование явно не задалось: и партия Августа была слишком сильной, и Станислав был слишком похож на шведскую марионетку, чтобы не быть ею. Королём его сделала формально конфедерация, а не сейм, как было положено, коронация произошла не в Кракове, а в Варшаве; многие поляки к тому же из принципа предпочли бы в качестве короля иноземного принца своему магнату. Собеский когда-то всех устраивал, но ведь он был победителем турок! А Лещинский - скорее наоборот.
Обретение нового статуса отразилось на положении семьи Лещинских отрицательно: их владения активно разграблялись войсками саксонской партии, королева с дочерьми находились в постоянных разъездах из-за превратностей войны. Правда, в 1706 году ситуация стала более спокойной, но король стал больше внимания уделять своим фавориткам, а жену услал в Гданьск. В 1708 году она перебралась в Штеттин, надёжную шведскую крепость, но после Полтавы и Штеттин стал не очень надёжен; королева обосновалась вместе с детьми в Скандинавии, в Кристианстаде.
Лещинский находился в эти годы то в Померании, где пытался договориться с Августом на условиях отказа от короны и сохранения своих владений в Великопольше, то в Молдавии, где вёл переговоры с Карлом Двенадцатым и турецкими властями. В 1713 году (русские в это время занимали Шведскую Померанию) он с несколькими десятками тысяч татар Каплан-Гирея и турецким корпусом встал под Хотином, угрожая южным рубежам Речи Посполитой, но из этого начинания ничего не вышло. Кстати, оборону организовывал Адам Николай Сенявский, бывший женихом на вот этой свадьбе:
http://fon-eichwald.livejournal.com/69437.html На этом попытки Лещинского вернуть себе престол закончились (на время). Карл Двенадцатый, дабы обеспечить свою креатуру средствами к достойному существованию, сделал Станислава князем Пфальц-Цвейбрюккенским (князем по полномочиям, а не по титулу, как-то так). Благо "Княжество Двух Мостов" находилось в личной унии со Швецией со времён Карла Густава. В этих краях Лещинские пробыли до 1719 года, когда им пришлось уехать и отсюда: Карл Двенадцатый погиб, и Цвейбрюккен перешёл к его кузену.
Изгнаники поселились в Эльзасе, во владениях французской короны, где их ждал совершенно неожиданный взлёт. Через четыре года после их переезда закончились времена регентства: король Людовик, пятнадцатый с этим именем, выходил из отроческого возраста, и ему была нужна жена. Искали такую, которая, будучи благородного происхождения, тем не менее не относилась бы к какой-либо сильной династии: Франция не хотела связывать себя политическими союзами. И дочь Лещинского прекрасно подходила для этого.
Увы, у Лещинских была к 1725 году только одна дочь. Старшая, Анна, умерла 18-летней от пневмонии (1717 год).
Анна Лещинская
На роль королевы Франции выбрали 22-летнюю Марию (её суженому было тогда 15). Пишут, что её отец, узнав о таком решении, упал в обморок. Реакция понятная: превратиться из никому не нужного изгнанника в тестя "христианнейшего" короля - слишком волнующая метаморфоза. Благодаря этому браку Станислав позже смог даже вернуться в число европейских монархов - правда, совсем не в той стране, на которую рассчитывал...
Мария Лещинская
Кстати: ведь за этого самого Людовика хотел выдать одну из своих внебрачных дочерей Пётр Первый! Но место Елизаветы заняла Мария, а союзниками России стали не Бурбоны, а Габсбурги.