Sep 19, 2013 23:26
Моим друзьям, еще только собирающимся, уже летающим, и даже ушедшим Учителям:
Во-первых хочу предупредить, что этот пост будет авиационно-узкоспециальным, так что если вы не из этой «стаи», то смело перелистывайте.
Во-вторых, пишу на основе опыта моих друзей и своего опыта нескольких конкурсов-собеседований в разные Компании. Названия компаний не называю, в целом идея интервью везде похожа, а тому кто серьезно готовится в конкретную Компанию все равно надо искать свежую информацию непосредственно «оттуда».
Условно «Конкурс красоты», как еще это мероприятие называют, я делю на этапы:
1. Подготовка.
Итак, вы соответствуете минимальным требованиям Авиакомпании, сомнения отброшены и Вы решились круто изменить свою жизнь. Конечно, когда вы приступите к реализации, процесс покажется непроходимо сложным и местами бесконечно долгим. Но не отчаивайтесь - шаг за шагом всё преодолимо и не «Боги горшки обжигают», а если сильно захотеть...
Помните, что вы вступаете в новый и интересный этап своей лётной карьеры. Не зависимо от результата это будет ОПЫТ, а он всегда полезен. Во время всего процесса постарайтесь быть уверенным, спокойным, честным и открытым - этих качеств от нас хотят на летной работе больше всего. Как это не удивительно звучит, но как сказал «по секрету» один из спецов по набору пилотов в «большую и красивую Компанию»: На самом деле мы все-таки стараемся выбирать Хорошего Человека (!!!). Летать и всем процедурам компании, если надо, то можно научить, но «человеческое» исправить гораздо сложнее…
С другой стороны постарайтесь быть самим собой - люди занимающиеся отбором, обычно хорошие психологи (а часто и «настоящие дипломированные» психологи), они по крайней мере сумеют увидеть, что Вы их пытаетесь обмануть. А это сразу очень настораживает - Вам собираются доверить Самолет, полный людей и грузов, и они его не захотят отдать непонятно кому!
Начинайте с анкеты, потому что даже ее рассмотрение и процесс вызова на интервью может занять несколько месяцев, и все остальное за это время вы сможете подтянуть. Находятся анкеты обычно на сайтах Компаний в где-то разделе «О Компании - Карьера». Не завышайте свои данные, указывайте только то (например налет и допуски), что можно будет подтвердить по вашим лётным документам (если Вам уж совсем не хватает налета сегодня, но Вы в принципе активно летаете, то можно добавить тех часов, которые Вы налетаете к предполагаемой дате интервью). И желательно, что-бы эти документы были прозрачно-читаемые для незнакомых людей (например справку о налете в в Компании «Авиалинии Глухого Угла» желательно перевести на английский, если едете наниматься на работу в англо-говорящую страну. И заверить печатями побольше и покрасивей!). Заполняя анкету о вашем прошлом опыте и местах работы постарайтесь найти разумный предел - конечно если опыта мало, то пишите все, что есть, но опять таки очень сомнительно, что рекруитеров сильно впечатлит пройденное вами 10 лет назад КПК «по выполнению авиахимработ по борьбе с жучком-долгоносиком», если Вы сегодня претендуете на роль Пилота Пассажирского Лайнера.
В анкетах часто задают вопросы - почему Вы уходите из предыдущей Компании, почему Вы выбрали именно нашу Компанию??? Постарайтесь отвечать без слишком большого негатива на прошлую компанию (это относится и ко всему последующему интервью). Работодатели не так уж рады услышать «ведро помоев», даже на злейших конкурентов, потому что в большинстве случаев, тот, кто жалуется на прошлую компанию очень скоро будет жаловаться и на новую. К тому же если Вы в «той дыре» работали, то значит ваш уровень не слишком высок, а «слабые» не нужны ни кому. Про причины работать в новой Компании - тоже постарайтесь ответить позитивно (например карьерный рост, больший самолет, новые регионы полетов), но не без лишних восторгов - Вы серьезный человек - Пилот!!! И желательно запомните, чего Вы в анкете написали, потому, что на интервью Вам это все еще не раз придется это повторить!
Будьте готовы, что Вас попросят указать Людей, к которым можно обратится, что-бы получить на вас характеристику. Тщательно обдумайте, кого Вы туда сможете подать. Этот человек должен как минимум быть доступным по связи (хотя-бы е-мейл проверять раз в пару дней), должен знать Вас профессионально, в идеале быть вашим Инструктором-проверяющим, в тоже время он не должен выглядеть слишком близким другом, заинтересованным в вашем успехе. Ну и неприятней всего - обдумайте, как поведет себя он, если Вы ему раскрыли свои планы, а затем не прошли интервью и вам предстоит продолжить работать вместе. Пусть Вам повезет с этими людьми, потому что ситуации бывали очень разные...
Так же будьте готовы указать кого-то из работников новой Компании (если есть такие конечно), кто может вас знать. Хотя это выглядит не далеким от неприятного нам всем «блата», но очень часто используется (я кстати не вижу в этом ничего плохого), потому что одно дело брать на работу человека «с улицы», и другое дело рекомендованного уже «своими» людьми.
Анкета заполнена и отправлена - уф! Обычно по ее отсылке вам приходит автоматическое подтверждение с reference номер анкеты. Запишите себе этот номер - он Вам будет нужен для тех-же рекомендаций да и всяких других организационных моментов - для вашей потенциальной компании этот номер до окончания отбора является вашим именем.
Далее Вы ждете вызов и начинаете готовиться. Здесь желательно поискать инсайдерскую и свежую информацию (об деталях интервью во многие компании информация есть даже в интернете). Если Вы готовитесь на интервью в Компанию на «своем» типе самолета, то конечно будьте готовы к техническим вопросам по нему - РЛЭ-FCOM и FCTM вам в помощь! Читайте, обращая внимание на мелкие детали, всякие хитрые подрежимы (например autoland runway alignment на А-320) - на них любят ловить. Освежите в памяти Limitation и Memory Items - их попросят рассказать, причем часто неожиданно-навскидку.
Для подготовки и на своем типе и без него, рассчитывайте на проверку общих авиационных знаний: правила полетов, аварийные процедуры (потеря связи, аварийное снижение)... Как это не странно звучит - аэродинамика, навигация. Будьте готовы поговорить на тему «Как и почему это работает?». Популярная теория, что на интервью «у них» этого не спрашивают на самом деле не совсем обоснованна - может не копают слишком глубоко, но хотя-бы общие представления должны быть (в некоторых компаниях между прочим начинают с теста на несложную математику и физику!). А если у вас нет базовых знаний, то так или иначе это выяснится - мне вопрос о работе системы управления fly-by-wire задавала вообще девушка из HR (отдела кадров по нашему), но сидевший рядом инструктор сразу подхватил тему и за несколько минут мы дошли до довольно мелких подробностей как техники, так и аэродинамики. Мне очень нравится для подготовки книжка “Ace the Technical Pilot Interview” Gary V.Bristow - на вполне доступном и достаточном уровне поднято большинство теоретических вопросов.
В общем с теоретической подготовкой - нет предела совершенству, чем больше Вы «вспомните», тем лучше для вас (для себя я сделал вывод, что периодическое участие в подобных мероприятиях очень хорошо поднимает мой теоретический уровень - заставляет учиться по настоящему!). Еще важный момент - постарайтесь не только читать, но и «проговаривать - обсуждать» потенциальные вопросы с кем-то из коллег (в идеале подготовка на пару). Это помогает запомнить, к тому-же многим из нас прочитать и понять еще не значит суметь выдать это позже да еще и «под стрессом».
Во многих компаниях так-же сейчас активно используются компьютерные тесты. Дальше я расскажу об этом подробней, но в целом такое тестирование напоминает первоначальные «профотборы» - компасный тест, проверки памяти и реакции. Один из вариантов подготовки - найдите себе похожие тесты в интернете - например сайт skytest.de и потренируйтесь.
Наконец вы получили вызов, уладили все визово-билетные формальности. Доходит дело до вопроса - что одеть? Не советовал бы одевать форму вашей нынешней Компании (во многих «сурьёзных фирмах» вообще не принято носить форму в неслужебное время), в то-же время даже в дорогу не стоит одевать джинсы и футболки. Идеальный вариант - брюки и рубашка-свитер-куртка на дорогу, и костюм с галстуком (все умеренных цветов и стилей) на сами дни интервью. Совсем не обязательно пытаться кого-то впечатлять дорогими марками одежды и аксессуаров, но это все должно быть чистым и аккуратным. Если интервью планируется на пару дней, то возьмите пару запасных рубашек - при интенсивном процессе и стрессах на следующий день вам захочется одеть что-то посвежее! Ну и лично мой совет - выбирайте еще и такую одежду, что-бы вам было комфортно - эти пару дней вам придется серьезно работать! Например я бы не стал одевать новые туфли, предварительно не убедившись, что мне в них удобно.
Собираясь в дорогу не забываем Паспорт-Билеты, Пилотское со всеми приложениями, Медицинский сертификат, Летную книжку, всякие сертификаты о переучиваниях, английском, справки о налете и т.д. Мой совет - сделайте заранее как минимум один (а то и два!) комплекта копий хотя-бы основных документов, что-бы не бегать потом в поисках ксерокса. И возьмите с собой несколько своих паспортных фото - могут понадобится для временных пропусков в офис компании.
И вот мы уже в пути! Не хочу пугать теориями «за вами уже следят», но размахивать руками - а вы знаете, какой «я крутой пайлот?» или выйти из самолета с «лепестком» перегара, категорически не рекомендую...
Прибыли на место, поселяемся в гостиницу. Во многих случаях уже на регистрации вас ждет пакет с дополнительными деталями - внимательно его изучите, спокойно заполните все нужные бумаги. На «большие интервью» компании вызывают много народу, соответственно велики шансы еще до официального начала познакомиться с кем-то из потенциальных коллег (например на гостиничном ужине). Очень рекомендую этим воспользоваться! Во-первых не стоит относится к ним, как к конкурентам - на самом деле, если люди нужны, то возьмут всех (иначе зачем бы вас вызывали сюда?). Во-вторых пообщавшись в непринужденной обстановке вы и еще раз подстроите свое ухо под чужую речь, а может и получите для себя новой и полезной информации (только фильтруйте ее аккуратно, потому что иногда люди с умным видом знающих выдают ... не совсем правду).
Ну и крайнее из растянувшегося процесса подготовки - продумайте заранее, как вы будете представляться. В вариантах от «нескольких слов о себе», до подробного (но не занудно-затянутого!!!) рассказа - я оттуда-то, семья, хобби, работал-летал, дальнейшие планы...
Продолжение - будет очень скоро.