Originally posted by
chaoka at
Женский коллектив?Я читаю сообщество не очень регулярно, поэтому сразу прошу прощения если повтор.
В этом посте я приведу отрывки из книги современного российского ученого Александра Маркова (
macroevolution ) " Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа". Надеюсь, некоторые моменты будут вам полезны.
Примечания в скобках мои.
Глава "Коллективный интеллект".
Многие живые организмы способны к принятию коллективных решений...
Логично предположить, что у таких высокоинтеллектуальных общественных млекопитающих, как люди, способность к принятию коллективных решений должна была развиться еще сильнее. Факты это в целом подтверждают, несмотря на серьезные методологические трудности, с которыми сталкиваются исследования в данной области...
Один из таких феноменов - повышенная способность коллективов к решению рутинных и творческих задач...
Американские ученые из Университета Карнеги-Меллона (Питтсбург, Пенсильвания), Юнион-колледжа (Скенектади, штат Нью-Йорк) и Массачусетского технологического института ухитрились измерить коллективный разум (одна из лабораторий - участников исследования так и называется - Центр по коллективному разуму, Center for Collective Intelligence). Для этого им пришлось использовать аппарат статистики - факторный анализ. А источником данных для обработки были, конечно, эксперименты, на которых и зиждется научный метод (Woolley et al., 2010).
В экспериментах участвовали 699 человек, каждый из которых проходил тест на интеллект и получал индивидуальный балл IQ. Затем участников распределяли случайным образом на группы от двух до пяти человек. Группе давались различные задания, которые выполнялись с большим или меньшим успехом. Выполнение каждого задания можно было оценить количественно. Использовались специальные психологические тесты для групп - так называемые тесты Макграта (McGrath, 1984). Они включают четыре типа заданий.
В первый тип входят задания на творчество. Коллективам было предложено придумать способы использования обычного кирпича. Второй тип задач определяет способность к правильному выбору, умение различать факты и суждения. Тут нужно было сначала ответить на специальный вопросник и затем решить, какие санкции применить к студенту, давшему взятку преподавателю.
Третий тип тестов призван оценить способность к разрешению конфликтных интересов, как материальных, так и идеологических. Нашим коллективам предложено было запланировать поездки в магазины, если на всех имелась только одна машина (предполагалось, что без машины в магазин не добраться) и каждому был вручен список необходимых продуктов. Они получили карту местности и сведения о примерном времени поездок и качестве продуктов в торговых точках. Коллективный план поездок в результате оценивался по числу закупленных продуктов, их качеству и времени поездок.
Четвертая группа заданий - это проверка психомоторных навыков. Участникам нужно было напечатать текст, допустив наименьшее число ошибок, текстовых пропусков и повторов. Образец виден был у каждого на экране, члены коллектива должны были договориться о том, кто и что будет печатать, учитывая индивидуальные скорость и навыки печатания.
И последнее - проверочное задание: часть коллективов играла в шашки с компьютером, другая часть решала инженерную задачу - из ограниченного числа деталей построить дом, гараж и бассейн. Как видно из приведенного списка заданий, каждое из них вполне можно оценить объективно, то есть количественно.
Полученные результаты показали, что фактор коллективного сознательного существует и работает. Во-первых, имеется значимая корреляция между успешностью прохождения разных заданий. Если коллектив успешно справляется с задачей на суждения, то и с печатанием текста он тоже успешно справится. И наоборот, если группа провалила задание с магазином, то и с кирпичами они, скорее всего, не совладают.
Во-вторых, факторный анализ выявил главный фактор, который определяет 40-50 % всей изменчивости результатов выполнения заданий. Это значит, что успешность решения заданий во всех группах зависит в основном от этого одного фактора. Авторы назвали его фактор с (от слова collective). Следующий по значимости фактор берет на себя лишь 18 % изменчивости. Эта компонента с и была вычислена исходя из факторной статистики.
Коэффициенты показывают, в какой мере три разных фактора - коллективная разумность, или фактор с (темно-серые столбики) усредненный интеллект членов коллектива (серые), максимальный интеллект среди членов коллектива (светло-серые) - позволяют предсказать успешность решения контрольного задания - игры в видеошашки или строительства условной усадьбы. Темно-серые столбики явно выше. Обратите внимание, что высота столбиков отражает не значения показателей (фактора с, среднего и максимального интеллекта), а то, насколько сильно они коррелируют с успешностью выполнения заданий. График из Woolley et al., 2010.
Фактор с на 40-50 % предопределяет успешность выполнения контрольных заданий, однако, как с удивлением увидели исследователи, усредненные оценки индивидуальных IQ, равно как и максимальные индивидуальные IQ, слабо связаны с результативностью группы. Ни на выигрыш в шашках, ни на успех в строительстве индивидуальный вклад почти не влияет.
Этот результат может удивить читателей, и непременно возникает вопрос: что же это тогда за таинственный фактор с, если не суммированный так или иначе интеллект участников? Оказалось, что гораздо важнее индивидуального интеллекта для успешности группы такие показатели, как социальная восприимчивость, число женщин в группе и стремление к доминированию у членов группы. Первые два фактора взаимосвязаны, поскольку женщины, как правило, восприимчивее к поведению и эмоциям других членов коллектива, чем мужчины. (прим. от меня - я встречала исследования, показывающие что способность мужчин к распознаванию чужих эмоций в среднем ничуть не меньше, чем у женщин. Возможно, традиции воспитания и поло-ролевого поведения предписывают мужчинам игнорировать чужие эмоции.) Социальная восприимчивость участников измерялась при помощи специального теста "Прочитай по глазам" (в этом тесте требуется определять эмоции по выражению лиц незнакомых людей).
Третья характеристика - доминирование - была оценена (тоже стандартным методом) по распределению реплик в беседе. Если человек стремится к доминированию, то старается разговаривать больше, чаще выражать свое мнение, оставляя другим меньше возможностей. Поэтому показатель равномерности распределения реплик отражает, с одной стороны, стремление к доминированию одного или нескольких членов коллектива, а с другой - доверие членов коллектива друг к другу. (Марков, а возможно и авторы статьи игнорируют тот момент, что у мужчин стремление к доминированию, а особенно к доминированию над женщинами встречается во много раз чаще) Этот показатель, как можно догадаться, связан с фактором с, определяющим успешность решения задач, обратным образом: чем выше склонность к доминированию, тем ниже успешность выполнения задач. Другие социальные и персональные показатели, например мотивация, удовлетворение, симпатия к членам коллектива, не вносили заметного вклада в коллективный интеллект.
Авторы подчеркивают два наиболее важных, на их взгляд, вывода. Первый - доказанное существование "коллективного сознательного", коллективной разумности, которая определяет потенциал коллектива примерно так же, как индивидуальный интеллект определяет потенциал одиночки. Второй вывод состоит в том, что коллективный интеллект можно и нужно оценивать объективно. Эти оценки могут пригодиться при планировании управленческих акций: кого разогнать, а кого свести вместе. Работоспособный творческий коллектив, по-видимому, должен включать социально восприимчивых персон, женщин или мужчин, а начальник, дав задание, может самоустраниться вместе со своим доминированием.
Особенно важен этот вывод для эволюционных психологов, ведь он показывает, что отбор мог благоприятствовать опережающему развитию культурно-социального интеллекта, "теории ума" и способностей к взаимопониманию даже в том случае, если для выживания коллективов наших предков наибольшее значение имело успешное решение чисто физических задач. Таким образом, результаты этого исследования можно рассматривать как дополнительный, причем весьма неожиданный, аргумент в пользу гипотезы культурного интеллекта.
Используемая литература.
http://flibusta.net/b/269369/read Александр Владимирович Марков "Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа."
http://www.wjh.harvard.edu/~cfc/Woolley2010a.pdf WOOLLEY A. W., CHABRIS C. F., PENTLAND A., ET AL. 2010. Evidence for a Collective Intelligence Factor in the Performance of Human Groups // Science. V 330 P. 686-688.
MCGRATH J. E. 1984. Groups: Interaction and Performance. Inglewood, N. J.: Prentice Hall, Inc.
Таким образом, большинство читателей уже сделали выводы, что пресловутый "женский коллектив", это не сборище "гадюк в банке" (как полагают некоторые носители игрек-хромосомы), а сообщество, зачастую (по статистике) являющееся более креативным и плодотворным, чем мужские коллективы.