В.Л. Смирнов. "Противопоставление образов. Антитеза" (окончание)

Apr 28, 2015 04:19

Введение
Глава I. Деятели искусства о назначении своего творчества
Глава II. Соответствие формы художественного произведения его содержанию. О роли деталей
Глава III. О символах.
Глава IV. Аллегория (начало)
Глава IV. Аллегория (окончание)
Глава V. Гипербола


Рас­смот­рим кар­ти­ну Тициана «Ди­на­рий ке­са­ря», ран­ний ше­девр ху­дож­ни­ка, на ко­то­ром изо­бра­же­ны и про­ти­во­по­став­ле­ны Христос и фа­ри­сей.

Фа­ри­сеи, про­тив­ни­ки Христа, пос­то­ян­но ис­ка­ли по­вод от­дать Его под суд. Они стре­ми­лись дис­кре­ди­ти­ро­вать Его пе­ред на­ро­дом, опо­зо­рить Его, от­толк­нув та­ким об­ра­зом на­род от Него, а по­том и унич­то­жить. Во вре­мя про­по­ве­ди о том, что че­ло­ве­ку на­до пла­тить дань преж­де все­го Богу, то есть важ­нее за­бо­тить­ся о ду­хов­ном, чем о те­лес­ном, к Христу по­до­шёл фа­ри­сей. Он хо­тел ули­чить Христа в не­по­ви­но­ве­нии влас­ти, из­вра­тив смысл сло­ва дань в Его про­по­ве­ди. В Евангелии от Матфея рас­ска­за­но об этом так. «Тог­да фа­ри­сеи пош­ли и со­ве­ща­лись, как бы уло­вить Его в сло­вах. И по­сы­ла­ют к Нему уче­ни­ков сво­их с иро­ди­а­на­ми, го­во­ря: Учи­тель! мы зна­ем, что Ты спра­вед­лив, и ис­тин­но пу­ти Бо­жию учишь, и не за­бо­тишь­ся об угож­де­нии ко­му-ли­бо, ибо не смот­ришь ни на ка­кое ли­це; итак ска­жи нам: как Тебе ка­жет­ся? поз­во­ли­тель­но ли да­вать по­дать ке­са­рю, или нет? Но Иисус, ви­дя лу­кав­ство их, ска­зал: что ис­ку­ша­ете Меня, ли­це­ме­ры? по­ка­жи­те Мне мо­не­ту, ко­то­рою пла­тить­ся по­дать. Они при­нес­ли Ему ди­на­рий. И го­во­рит им: чьё это изо­бра­же­ние и над­пись? Го­во­рят Ему: ке­са­ре­вы. Тог­да го­во­рит им: итак от­да­вай­те ке­са­ре­во ке­са­рю, а Божие Богу.» (Мф. 22:15-22).

Как же Тициан воплотил этот сюжет в своём изумительном произведении? И чем привлёк его этот сюжет? Какие мысли выразил художник, воплощая этот сюжет?

Он использовал приём противопоставления. Противопоставлены фигуры: Христос выделен ярким красным и синим цветом, изображён в фас, занимает почти всю плоскость картины, от его облика исходит спокойствие и мощная благородная духовная энергия. Напротив, фарисей изображён в профиль, его фигура срезана, почти вся находится за пределами холста. Весь облик фарисея выражает вкрадчивость, коварство, агрессию и свидетельствует о том, что этот человек целиком погружён в заботы накопления материальных благ и едва ли знает, что такое душа.

Противопоставлено нравственное состояние героев, которое проявляется в выражении их лиц (особенно в выражении глаз). В недобром взгляде фарисея и злое торжество, и угроза, и беспощадность. Но спокоен и проницателен взгляд Христа, он проник в самое сердце и помыслы фарисея, в нём ясное понимание того, зачем задан вопрос, чего добивается фарисей, во взгляде Христа неколебимая твёрдость и ясность духа.

Нравственное противостояние героев подчёркнуто также противопоставлением рук: тёмная, грубая и сильная рука с набухшими венами у фарисея и светлая, красивая, с тонкими длинными пальцами у Христа.

Подобное противопоставление находим мы в знаменитом романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: противопоставлены руки Базарова и Павла Петровича Кирсанова - руки демократа, своим трудом добывающего средства на жизнь и учёбу в университете, и руки праздного аристократа, несколько раз за день меняющего свой наряд.

Изображение рук как средства характеристики героя писатели и художники используют часто. Например, обращает внимание на себя изображение рук на хранящихся в Эрмитаже Санкт-Петербурга «Портрете старика в красном» Рембрандта и «Автопортрете» Ван Дейка.

Итак, мы видим, что Тициан, противопоставив Христа и фарисея, изобразил непримиримое столкновение мира высоких нравственных стремлений и помыслов с миром низменных страстей, тем миром, в котором царят неуёмное стяжательство, ненасытная жадность, злая зависть; с тем миром, в котором господствуют эгоизм, вражда и жестокость. И этот мир зла так же, как изображённый Тицианом фарисей, постоянно агрессивен, готов в любую минуту напасть, смять, уничтожить, как только найдёт себе жертву, которую постоянно и упорно ищет.

Выстраивая композицию этой картины, Тициан изобразил Христа и фарисея одних, на тёмном нейтральном фоне и не стал показывать ни внутреннего вида иерусалимского храма, где в это время проповедовал Христос, ни толпы слушающих Его проповедь, ни замысливших провокацию фарисеев. Оставив Христа и фарисея один на один, Тициан тем самым придал евангельскому эпизоду обобщённый смысл: вечное противостояние в мире деятельного добра и агрессивного зла, а также выразил свою веру в неизбежное торжество добра.


Те­перь об­ра­тим­ся к кар­ти­не Н.Н. Ге «"Что есть ис­ти­на?" Христос и Пи­лат». Ком­по­зи­ция этой кар­ти­ны вся про­ни­за­на про­ти­во­пос­тав­ле­ни­я­ми. Изо­бра­жён тот мо­мент, ког­да, воз­ра­жая на сло­ва Христа, что Он пос­лан в мир сви­де­тель­ство­вать об ис­ти­не, Пон­тий Пи­лат спро­сил Его: «Что есть ис­ти­на?» (Ин. 18:37-38).

Н.Н. Ге так про­ду­мал ком­по­зи­цию кар­ти­ны, что­бы вы­я­вить об­ще­че­ло­ве­чес­кий и со­ци­аль­ный смысл это­го евангельского эпи­зо­да, как по­ни­мал его сам ху­дож­ник. Вы­бран мо­мент, ког­да Пи­лат до­пра­ши­вал Христа в пре­то­рии один, без об­ви­няв­ших Его фа­ри­се­ев. Иу­деи не вош­ли в пре­то­рий, бо­ясь осквер­нить­ся в ка­нун сво­ей Пас­хи. И про­ти­во­пос­тав­ле­ние этих двух фи­гур сра­зу при­да­ёт кар­ти­не обоб­щён­ный смысл: мы ви­дим, как не­пра­вая власть глу­мит­ся над Учителем ис­ти­ны, ко­то­рый за­по­ве­дал ми­ру са­мое воз­вы­шен­ное и са­мое нрав­ствен­ное уче­ние для до­сти­же­ния все­об­ще­го бла­га на зем­ле; мы ви­дим, что мо­раль вла­сти­те­лей не­сов­мес­ти­ма с вы­со­кой нрав­ствен­ностью, да­же враж­деб­на ей. И каж­дая де­таль кар­ти­ны слу­жит под­креп­ле­ни­ем этой мыс­ли.

Понтий Пилат изображён спиной к зрителю, нам не видно выражение его лица, выражение его глаз. Да это нам и не нужно, потому что его лицо может выразить не больше того, что красноречиво выражает его фигура и что обычно свойственно властителям: спесь, чванливое пренебрежение к людям, высокомерие, властность.

Христос стоит лицом к зрителю, потому что нравственное содержание личности ярче всего выражает лицо. Христос изображён усталым, со всклокоченными волосами, так как Его подвергали издевательствам. Но Он сохранил спокойствие духа, открыто и прямо смотрит в глаза Понтия Пилата, издевательства не сломили Его.

Большую смысловую роль в картине играют свет и тень. Понтий Пилат помещён на переднем плане и ярко освещён, потому что Власть всегда на виду, она в центре внимания: ваятели и художники создают портреты властителей, поэты прославляют их в стихах, им всегда и везде уготовано самое видное и почётное место. Неспроста в русском языке существует понятие высший свет, а власть именуют светской.

Христос, напротив, находится в тени. Ведь тем, кто при жизни не добился видимых успехов, пренебрегают толпа и власть, тот незаметен для общественного мнения и пребывает как бы в тени. Бывало так, что и великие люди оценивались по достоинству лишь после их смерти. Недаром же говорится: «Нет пророка в своём отечестве». При жизни Спасителя мало кто понимал, кто Он, и немногие верили Его проповедям.

В искусстве встречается также противопоставление неопытной («розовой») молодости и скептической, опытной зрелости. В романе Гончарова «Обыкновенная история» противопоставлены восторженно-возвышенные взгляды на жизнь молодого Адуева и скептическое, сугубо рациональное отношение к жизни и к людям его дяди, Адуева-старшего. То же самое встречаем в романе Пушкина «Евгений Онегин»: идеалист и мечтатель Ленский противопоставлен Онегину, в котором все иллюзии юности уничтожены опытами жизни.


Яр­ким при­ме­ром по­доб­ной анти­те­зы в жи­во­пи­си яв­ля­ет­ся кар­ти­на Э. Мане «Зав­трак в мас­тер­ской», на ко­то­рой изо­бра­жён юно­ша, по­гру­жён­ный в меч­ты о бу­ду­щих свер­ше­ни­ях. Он сто­ит спи­ной к сто­лу, устав­лен­но­му едой, да­же слег­ка при­сев на не­го, под­чёр­ки­вая тем са­мым своё пре­не­бре­же­ние к обы­ден­ной сто­ро­не жиз­ни. Воз­ле не­го на крес­ле ле­жат дос­пе­хи - сим­вол до­блес­ти. Они яв­ным обра­зом не вя­жут­ся с окру­жа­ю­щей об­ста­нов­кой, но ха­рак­те­ри­зу­ют на­прав­ле­ние мыс­лей юно­ши, не­воль­но вос­кре­шая в па­мя­ти об­раз Дон Ки­хо­та, тем бо­лее, что шлем - это атри­бут во­и­на и ге­роя и сим­во­ли­зи­ру­ет воз­вы­шен­ные мыс­ли, яр­кое во­об­ра­же­ние и тя­гу к опас­ным при­клю­че­ни­ям. А саб­ля воз­ле шле­ма обоз­на­ча­ет ду­хов­ную ак­тив­ность и сме­лость.

Позади юноши, задумавшись, сидит за столом мужчина с сигарой в руке. Перед ним остатки обеда, бутылка и бокал с недопитым вином. И поза мужчины, и выражение его лица говорят об утомлении и спокойствии, которые сопутствуют жизненному опыту. Ему явно чужды юношеские порывы, он спокойно удовлетворяет свои повседневные потребности.

Кажется странным, что и юноша, и мужчина, находясь в жилом помещении, не сняли шляпы. Но за этой деталью скрыт смысловой подтекст. Шляпы у них разные. Каждая шляпа соответствует своему возрасту. На языке символов сменить шляпу - значит сменить образ мыслей, идеи и взгляды. На юноше - яркая, лёгкая соломенная шляпа, а на голове мужчины - фетровая, солидная, серая. Это говорит о том, что взгляды юноши привлекательны, ярки, но непрочны, а у мужчины трезвы, устойчивы, но скучно-серы.

Нельзя не обратить внимание на то, что в кресле, рядом с рыцарскими доспехами, сидит кот и лижет у себя под хвостом. Это вносит элемент иронии по отношению к юношеским мечтам. Художник подшучивает над юношей, хотя относится к нему с явной симпатией, поэтому юноша изображён на переднем плане, ярко освещено его выразительное, симпатичное лицо - он главный герой картины.

В области скульптуры ярким примером противопоставления образов являются фигуры «Рабов» Микеланджело (восставшего и умирающего), о которых уже шла речь в главе об аллегории. Хотя эти «Рабы» сохранились до нашего времени как два самостоятельных произведения, но задуманы они были как элементы композиции одного гигантского замысла - гробницы папы Юлия II, и в составе этого неосуществлённого проекта являлись антитезой.


Дру­гим хо­ро­шим при­ме­ром анти­те­зы в скульп­ту­ре яв­ля­ют­ся скульп­тур­ные груп­пы «Укро­ще­ние ко­ня» Клодта на Аничковом мос­ту в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В каж­дой груп­пе мы ви­дим борь­бу про­ти­во­по­лож­но на­прав­лен­ных не­рав­ных сил, а имен­но: рву­щих­ся на сво­бо­ду мо­гу­чих ко­ней и удер­жи­ва­ю­щих их, сла­бых в срав­не­нии с ни­ми, юно­шей. Но юно­шам всё же удаст­ся сдер­жи­вать воль­ный по­рыв ко­ней. Эти скульп­тур­ные груп­пы вы­ра­жа­ют тор­жест­во ду­ха над без­ду­хов­ной плотью и тор­жест­во че­ло­ве­чес­ко­го ра­зу­ма над ди­кой при­ро­дой, они зри­мо до­пол­ня­ют сти­хи А.С. Пуш­кина о том, как

... юный град,
Полночных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво...

Противопоставление образов очень часто встречается в музыке. Например, почти в любой симфонии, любом инструментальном концерте, струнном квартете и т. д. противопоставлены аллегро и анданте.

Антитеза потому так часто используется в искусстве, что исходным материалом для него служит окружающая нас действительность; её искусство отображает, её изучает и истолковывает, а она полна противоположностей, начиная с простых предметов, явлений и состояний (большое и маленькое, горячее и холодное, жёсткое и мягкое) и кончая сложными (скупость и щедрость, радость и печаль, богатство и бедность, война и мир, разруха и процветание). Словом, искусство в некотором смысле уподобляется зеркалу, в котором отражается то, что перед ним находится и происходит. Поэтому антитеза является одним из главных элементов композиции почти всех родов и жанров художественных произведений.

В.Л. Смирнов, культура, живопись, искусство

Previous post Next post
Up