В.Л. Смирнов. "Гипербола"

Apr 27, 2015 21:55

Введение
Глава I. Деятели искусства о назначении своего творчества
Глава II. Соответствие формы художественного произведения его содержанию. О роли деталей
Глава III. О символах.
Глава IV. Аллегория (начало)
Глава IV. Аллегория (окончание)

Один из способов создания художественного образа - это гипербола, то есть преувеличение.

Гипербола очень часто использовалась в устном народном творчестве: сказках, былинах, песнях. Так в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» для яркой характеристика образа Соловья-разбойника, изображения его силы использована такая гипербола:

Засвистел тут Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, по-звериному,
Зашипел, проклятый, по-змеиному,
Так все травушки-муравушки уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.

Когда нужно показать нечто могучее, сильное, превосходящее обычное, используется гипербола. Так Н. В. Гоголь, указывая на богатырскую силу Тараса Бульбы, пишет: «У крыльца стояли осёдланные кони. Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст». Собираясь в Запорожскую Сечь, Бульба дал сыновьям богатую казацкую одежду, часть которой составляли шаровары «шириною в Чёрное море». Теперь представьте Бульбу весом в 320 килограмм и его сыновей, носивших шаровары, шириною с Чёрное море. Вот что такое гипербола.


А теперь обратимся к «Песне о Роланде» - французскому героическому эпосу. Описывая схватку Роланда с могучим мавром Вальдаброном, безымянный автор говорит, что Роланд одним ударом своего меча рассёк не только шлем и голову противника, но и всё тело его до седла, и само седло, и хребет коня, так что «убил и мавра и коня под ним» (кантилена СХIХ).



Гипер­бола широ­ко исполь­зуется и в живо­писи. Рас­смо­трим «Портр­ет Ф. И. Шаля­пина» рабо­ты Кусто­диева. Для Кусто­диева Шаля­пин - вопло­щение рус­ского богатыр­ства, духов­ного и физи­ческого. Поэто­му Шаля­пин нарисо­ван во весь рост и в со­постав­лении с весе­лящим­ся на­ро­дом, кото­рый изобра­жён на зад­нем пла­не кар­тины, выгля­дит как ги­гант, вели­кан. Мож­но бы­ло Шаля­пина изо­бра­зить толь­ко на фоне деревь­ев, до­мов, и всё рав­но этот гипер­боли­ческий об­раз бо­га­ты­ря со­хранил­ся бы, но Кусто­диеву по­надо­би­лось по­ка­зать ещё и на­род, по­то­му что Ша­ля­пин - плоть от плоти это­го на­рода. Он как бы кор­ня­ми врос в на­род­ную куль­ту­ру. За спи­ной Шаля­пина изо­браже­ны сце­ны на­род­но­го гуля­ния с балаган­ным пред­став­ле­нием. А ба­ла­ган - это на­род­ный те­атр. Он на­по­ми­нает, во-пер­вых, о том, что Шаля­пин - ар­тист, во-вто­рых, о том, что ис­то­ки ис­кус­ства Ша­ля­пина - в на­род­ной куль­ту­ре и слу­жит оно на­ро­ду. Ху­дож­ник по­ка­зы­ва­ет нам, что Ша­ля­пин - кон­центри­ро­ван­ное вы­ра­же­ние ду­хов­ных сил на­ро­да.

Шуба Шаляпина распахнута. Это указывает на его горячий и открытый характер, широту его русской души.


Вот ещё один образец гиперболы у того же Кустодиева. Творчество Кустодиева вообще проникнуто народным духом, поэтому в своих картинах он особенно охотно использовал гиперболу. Взгляните на его акварель «Купец в шубе»: громадный купчина занимает как будто весь город, ему тесно. Это богатырь, хозяин жизни, опора государства.


Гипер­бола и в кар­ти­не Кус­то­ди­е­ва «Боль­ше­вик», ко­то­ро­го ху­дож­ник изо­бра­зил на фо­не го­ро­да. Боль­ше­вик вы­ше до­мов, вы­ше церк­ви, а зна­мя в его ру­ке за­сло­ня­ет всё не­бо, пря­мо по Мая­ков­ско­му: «Фла­га­ми не­бо окле­и­вай!» На­род же в но­гах у боль­ше­ви­ка по срав­не­нию с ним ничтож­но ме­лок, что отра­жа­ет пре­уве­ли­че­ние боль­ше­ви­ка­ми ро­ли лич­нос­ти в ис­то­рии и их пре­не­бре­жи­тель­ное от­но­ше­ние к на­ро­ду как аморф­ной «мас­се», с ко­то­рой мож­но де­лать всё, что угод­но. Кус­то­ди­ев вы­ра­зил то пред­став­ле­ние о твер­до­ка­мен­ных боль­ше­ви­ках, ко­то­рое они ста­ра­лись вну­шить о се­бе на­ро­ду.

Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.



Великолепный образец гиперболы - «Святой Себастьян» Антонелло да Мессины из Дрезденской галереи. Святой Себастьян изображён во весь рост на переднем плане картины, и всё вокруг него кажется маленьким и незначительным в сравнении с ним: и красивые здания города, и люди, жители его, погружённые в свои повседневные труды и заботы. Герой не корчится от боли, причиняемой пронзившими его стрелами, молящий взор его обращён к Богу, и в лице едва заметны следы переносимых страданий. Это могучий титан духа.

И как было художнику обойтись тут без гиперболы, если он прославляет мученические страдания героя за веру христианскую, противопоставив этот поступок святого Себастьяна будничному поведению остальных персонажей картины. А на то, что это страдания за веру и что подвиг героя не был напрасным, указывает нам обломок античной колонны у его ног - символ побеждённого язычества.

Есть в этой картине ещё и мысль о бескорыстии подвига. Обратите внимание на то, что вокруг святого нет сочувствующих и сострадающих ему, но все заняты своими делами, не обращая внимания на него. А ведь легче переносить страдания, когда рядом те, кто могут помочь, утешить, ободрить; когда знаешь, что твои страдания и жертвы оценят, не забудут, почтят. Но истинно добродетельный человек, творя добро, даже не помышляет ни о каком вознаграждении за него. И Христос учит нас творить добро тайно, а значит и бескорыстно, не выставляя напоказ своих добродетелей и не трубя о них.

В одном из своих чудных и мудрых стихотворений мысль о том, что доброе дело должно быть бескорыстным, выразил и А. С. Пушкин:

Торгуя совестью пред бледной нищетою,
Не сыпь своих даров расчётливой рукою:
Щедрота полная угодна небесам.
В день грозного суда, подобно ниве тучной,
О сеятель благополучный,
Сторицею воздаст она твоим трудам.
Но если, пожалев трудов земных стяжанье,
Вручая нищему скупое подаянье,
Сжимаешь ты свою завистливую длань,
Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что с камня моет дождь обильный,
Исчезнут, господом отверженная дань.


Гипербола широко используется в произведениях скульптуры. Вообще почти каждое произведение скульптуры, которое мы видим на улицах городов, - это гипербола. Остановитесь у любого памятника великому человеку. Изображённый герой (государь, полководец, писатель и т. п.) намного крупнее, чем обычный человек, да ещё помещён на пьедестал, высоко вознесён над нами. Всё это указывает, что тот, кому установлен памятник, превосходил большинство людей своими талантами, характером, трудолюбием и смог больше их послужить родине и народу. Иногда скульптуру делают столь гиперболичной, что это даже трудно себе представить. Такова, например, огромная по размерам скульптура «Родина-Мать», установленная в Волгограде. Она производит впечатление непомерной мощи, какого-то сказочного величия. И огромные размеры этой скульптуры вполне оправданы: ведь она посвящена не отдельному человеку, пусть и самому гениальному и всеми любимому, а нашей героической Родине, которая в трагические минуты своей истории выдвигала из народной среды несметное количество героев, совершавших невероятные подвиги. Так что огромные размеры Родины-Матери обусловлены её идейным содержанием. Огромность монумента выражает величие страны и народа.


А возьмите знаменитую скульптуру Микеланджело «Давид». Кажется, что этого прекрасного, стройного и мужественного юношу, каким изобразил его скульптор, этого героя, патриота, освободившего от грозного врага свой народ, трудно после Микеланджело представить себе иным, как только пятиметровой высоты мраморным гигантом, готовым к бою, спокойно и твёрдо вышедшим навстречу врагу. Тут без гиперболы, без сильного преувеличения невозможно было добиться впечатления невозмутимой мощи, непобедимой и гордой силы.

Вообще трудно вообразить, как без гиперболы передать в искусстве, особенно в живописи и скульптуре, идею великого, могучего, грозного и т. д. - всего того, что намного превосходит наши привычные понятия, представления и возможности.

Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (начало)
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (окончание)
Глава VII. Ритм
Глава VIII. Композиция (начало)
Глава VIII. Композиция (окончание)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (начало)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (продолжение)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (окончание)

В.Л. Смирнов, культура, живопись, искусство

Previous post Next post
Up