2016 Film challenge: 15

Jan 16, 2016 18:17

Если все наши действия определяются химией мозга, то почему тогда люди пишут стихи, сочиняют музыку, рассказывают истории? Откуда это стремление к творчеству, к созданию новой реальности и желание воспринимать её, впитывать в себя? Откуда потребность переводить химию эмоций в нечто осязаемое и доступное другим людям? Мозг - страшный наркоман, но он может получить свой кайф любым примитивным способом, а вместо этого вдруг из ничего рождаются образы и иллюзии. Бессмысленная красота, без которой, однако же, нет человека.

Но это так - просто мысли вслух:)

В прошлые выходные film challenge я пропустила, в голове на самом деле было пусто. Не скажу, что сейчас ситуация как-то существенно изменилась - всю неделю я прожила как в тумане, но я должна наконец довести до ума этот пост, начатый ещё в 2015 году.

30. Экранизация классического романа


"Конец детства"

Иногда приходит в голову мысль, что, возможно, страх смерти есть не что иное, как воспоминание о страхе рождения. (Юрий Олеша)

Редчайший, практически уникальный случай, когда я читала книгу-первоисточник. С самого начала у меня были серьёзные опасения по поводу этого проекта, которые, к сожалению, оправдались. Если смотреть сериал как самостоятельное произведение, то он более-менее терпим (хотя и имеет ряд недостатков), но как экранизация романа Артура Кларка он отвратителен:(

Собственно, его сложно назвать именно "экранизацией", он снят очень сильно "по мотивам", причём по слишком далеко от текста интерпретированным мотивам. Роман Кларка существенно сократили и переиначили, поэтому при просмотре возникает множество вопросов: почему Сверхправители выбрали в качестве своего рупора этого фермера? Что в нём особенного? Почему никак не объясняется их облик, хотя в романе об этом говорится? Почему нет противопоставления судьбы Сверхправителей и судьбы Людей? Важнейшая вещь проговаривается Карелленом в сарае (?!) перед этим несчастным фермером, и на неё вообще никто не обращает внимания, настолько туманно она звучит, а ведь в этом вся суть скрытой боли расы Сверхправителей.

"Между нашими племенами немало общего, потому-то нам и поручена эта работа. Но в других отношениях мы завершаем две разные ветви эволюции. Наш разум достиг предела своего развития. Ваш, в теперешнем его виде - тоже. Однако вы можете рывком достичь новой ступени, этим вы и отличаетесь от нас. Наши внутренние возможности исчерпаны, ваши - ещё и не тронуты. [...]

Все перемены, какие раньше пережило человечество, свершались веками. Однако сейчас преображается не тело, но дух. По меркам эволюции перемена будет мгновенной, как взрыв. Она уже началась. Придётся вам понять и примириться с этим: вы - последнее поколение homo sapiens. [...]

Возврата нет, и у того мира, который вам знаком, нет будущего. Со всеми надеждами и мечтами людей Земли покончено. Вы породили своих преемников, и трагедия ваша в том, что вам их не понять, их разум навсегда останется закрыт для вас. Да они и не обладают разумом в вашем понимании. Все они сольются в единое целое, как любой из вас - единый организм, состоящий из мириад клеток. Вы не станете считать их людьми - и не ошибётесь. [...]

Я только надеюсь, что человечество кончит свой век мирно, в сознании, что жизнь его не была напрасной. Ибо вы принесли в мир нечто, пусть вам совершенно чуждое, пусть оно не разделяет ни ваших желаний, на ваши надежд, пусть величайшие ваши свершения в его глазах лишь детские игрушки, но само оно - великое чудо, и это вы его создали. Настанет срок, и наше племя забудется, а частица вашего будет жить."

Когда, ещё до просмотра, я читала отзывы на Майшоус, то не могла понять, откуда у зрителей слова про инопланетян-захватчиков, про мрачное настроение и отсутствие хэппи-энда, про тлен и безысходность? Вот история, рассказанная в фильме "Знамение", была бескомпромиссно безысходной, а роман Кларка - это, по сути, книга со счастливым концом: детство закончилось, но новая форма жизни человечества прекрасней всего, что произошло с ним на Земле.

А после просмотра мне стало ясно, откуда такие странные для меня мнения. Просто сериал транслирует именно эти идеи - всё тлен и чёрная безысходность: "Это означало конец цивилизации, конец всему, к чему стремились люди испокон веков. В несколько дней человечество лишилось будущего, ибо сердце всякого народа разбито и воля к жизни погибла безвозвратно, если у народа отняли детей".

Однако есть в сериале один момент, которые мне действительно понравился - то, что как память о людях Сверхправители оставили в космосе музыку, прекрасную музыку в качестве надгробия над отсутствующей могилой.

"Мы всегда были только опекунами, исполняли долг, порученный нам... чем-то, что выше нас. Трудно определить, в чём заключается наш долг; пожалуй, самое правильное считать, что мы - акушеры при трудных родах. Мы помогаем появиться на свет чему-то новому, поразительному."

"Остались секунды. Горы взлетают клоками дыма. Прощайте, Кареллен, Рашаверак... мне вас жаль. Мне этого не понять, а всё-таки я видел, чем стало моё племя. Всё, чего мы достигли, поднялось к звёздам. Может, это и хотели сказать все старые религии. Только они перепутали, они думали, человечество так много значит, а мы лишь одно племя из... знаете ли вы, сколько их? А теперь мы - уже другое, вам этого не дано."

"Конец детства" выделяется на фоне других фантастических сериалов - очень уж мощная у него литературная основа, но всё-таки он не настолько хорош, как мог бы быть, если бы авторы не пустились в самодеятельность.

Читайте Кларка, не смотрите сериал.

цитаты, прочитанное, film challenge 2016, картинки, о сериалах

Previous post Next post
Up