Проконус

May 15, 2015 01:19

Все хотят видеть осколочное поле. Где конус?

Среди обломков есть два (а может, и больше) фрагмента, по которым идентифицируется направление прилетевших в них поражающих элементов. Они позволяют примерно определить место подрыва, что я сейчас и сделаю.



Сначала некоторые поправки к предыдущему посту. Они касаются раздела «на глаз», в котором я перемудрил с измерением ширины шпангоута и недооценил ее. Шпангоут несколько шире, теперь у меня получается 12 см, а по данным разведки где-то в той же куче были шпангоуты шириной 13 см, что я и возьму за основу, хотя они могут быть и разные.

Компоненту вектора вдоль шпангоута я тоже, наверно, недооценил, судя по черным следам на лицевой стороне обшивки. Так что текущая версия состоит в том, что вектор скорости предмета, проделавшего обсуждаемые три дырки, во втором репере с точностью до множителя таков: (40,13,13).

Еще у нас есть кресло пилота (по моим представлениям правое), в которое кто-то воткнул стебли подсолнухов и отснял с разных сторон. Этот добрый человек еще и указал на всех снимках фокусное расстояние, за что ему отдельное спасибо. Благодаря этому с помощью нехитрых методов и небольшого количества черной магии измеряется угол, который образуют эти стебли с передней плоскостью спинки, и равен он по результатам этих измерений 40°±5°. Погрешность включает в себя изгибы этих стеблей. Если убрать откидной столик, открыть шторки иллюминаторов и поставить эту спинку в вертикальное положение, то стебли будут практически горизонтальны и образовывать угол 50°±5° с курсом лайнера.

Дальше опять частично на глаз. Спинка кресла обычно откидывается на 10-15°, я взял от балды 13°. Положение кресла относительно пола тоже регулируется, оно двигается вперед-назад, но погрешность от этого нам будет уже не очень страшна.

Пропуская унылые детали, состоящие в прикладывании линеечки к разным фотографиям аналогичных боингов, приведу только цифры. Отсчет буду вести от носа самолета и считать в репере a1, a2, a3, который указан тут. Все числа требуют независимой проверки. Я старался, но мог накосячить.

Точка, где обшивка пробита тем предметом, что обсуждался ранее, у меня имеет координаты (-4.6, 1.75, 2.1). Вектор скорости предмета, с точностью до множителя, (42, 9.9, -8.7).

Дырки в кресле я определил в точку (-2.7, -0.4, 1.2), а вектор скорости получается, с точностью до множителя, (0.63, 0.77, 0.14) (я округляю здесь, чтобы от цифр не рябило в глазах, но когда считал, не делал этого).

Это дает нам две прямые, которые в некоторых идеальных предположениях должны были бы пересечься в месте взрыва. Разумеется, они этого не делают, но проходят недалеко друг от друга, всего в полуметре. Методом наименьших квадратов находим середину их общего перпендикуляра: (-0.4, 2.6, 1.5). Вот это и есть моя оценка для точки подрыва. В проекциях на координатные плоскости она выглядит так:



С определением этой точки, конечно, возможна некоторая ошибка, которую можно будет обсудить. Пока, чтобы не отвлекаться, предлагаю посмотреть, куда нас это выведет, если мы будем брать полученный результат, как есть.

Не утихают споры насчет скоростей. В сети мелькают данные о торможении ракеты при полете. По-видимому, на подлете к пределу своей дальности ракета имеет уже относительно небольшую скорость, в районе 500 м/с. Для скорости разлета ГПЭ мне на другом ресурсе подсказали формулу Гурнея, которая, если считать что массы ВВ и ГПЭ равны, дает оценку 2000 м/с. Все это очень приблизительно, конечно, однако возьмем эти цифры, и посмотрим, что будет. Для простоты положим сначала ракету строго на встречный курс. Скорость относительно боинга получается 750 м/с. Вот так полетят ПЭ, если смотреть сверху:



Если мы теперь вспомним, что ракета предположительно летела из-под Снежного и ее курс составлял с курсом боинга не 180°, а скорее, 165°, то получается ближе к этому:



В варианте «секретного» «военного» «доклада» (72°) получится, что основная масса ПЭ полетят вдоль левого борта:



Из обшивки по идее должно получиться спагетти. Разные глупости этой версии уже обсуждались, но тут я рассматриваю только варианты поражения боинга, поэтому пусть будет пока, хотя сразу отметим, что спагетти среди обломков, вроде, не наблюдалось.

Думаю, не стоит сразу отбрасывать еще версию, что ракета зашла немного с левого борта. Траектория вовсе не обязана быть прямой. Тогда основная масса ПЭ прошла вообще мимо, а некоторая часть изрешетила самый нос лайнера. Против этой версии свидетельствовал бы кусок носа самолета без соответствующих следов поражения. В связи с этим вопрос: видел ли кто-нибудь фотографии, на которых опознается носовая часть фюзеляжа, перед кабиной? Если да, то версия зарубается.

По моей просьбе ravelin_by нарисовал, как с точки зрения взрывающейся ракеты выглядел боинг:



Если он еще выполнит мою просьбу насчет кубика, то я нанесу на эту картинку разнообразные возможные конусы поражения, варьируя все параметры, включая угол возвышения, чтобы можно было сравнивать их с фактической картиной. Проекции на координатные плоскости не вполне отражают реальность.

update

С учетом первых комментариев и обнаруженных на картинке данных для привязки, набросал, как примерно будет выглядеть линия наибольшего поражения, если взять отношение скорости разлета к скорости сближения 2:1 и разнице курсов 160°. Считаю, что ракета летит горизонтально. При этом я сделал огрубление, что вектор скорости боинга параллелен курсу ракеты, что математически неверно, но поправку вносит неболььшую, а рисовать намного проще. Вот, что получается:




Previous post Next post
Up