Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации - один из старейших научно-технических музеев в мире.
В Манифесте императора Александра I 1809 г. об организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге (в Юсуповском дворце на Фонтанке) записано: « ...в особой зале хранимы будут модели всех важных в России и других землях сооружений, существующие или только предназначенные, равно как и машины при гидравлических работах употребляемые...».
Сейчас они хранимы по адресу Садовая ул., д.50 в центре Питера. В октябре мы жили в 5 минутах от этого музея и поэтому поспешили в него в первое утро.
В «особую залу» первые модели поступили в 1813 году.
Музей был организован для учебных целей и имел шесть кабинетов (отделов): модельный и механический, строительно-рабочих инструментов, физический, геодезический, минералогический, образцов строительных материалов. В музей поступали различного рода экспонаты: модели, макеты, чертежи и документы, которые присылали организации, осуществлявшие строительство дорог, мостов, каналов и других сооружений в России.
Здание этого музея было построено специально под него в 1902 году в
Юсуповом саду, главным фасадом на Садовую улицу. Тогда он назывался Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I. Через пару месяцев его посетил император Николай II. После посещения Николай II пожертвовал музею из императорских дворцов некоторые личные вещи Николая I, ряд моделей, в том числе модель паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной табличкой «С.И. Кербедз. 1894 г.».
В первые годы Советской власти из-за гражданской войны и последовавшей за ней послевоенной разрухи средства на музей не отпускались, здание не отапливалось, никакой работы в музее не велось. Штат музея состоял из хранителя и одного сторожа. Однако, благодаря усилиям профессоров, преподавателей и студентов Ленинградского института инженеров путей сообщения, удалось сохранить уникальное музейное собрание. 2 ноября 1924 г. музей открыли для посетителей.
После начала Великой Отечественной войны самые ценные коллекции музея эвакуировали в Новосибирск, музей закрылся. Для поддержания порядка и охраны в музее оставили четырёх сотрудников во главе с заместителем директора музея И.И. Хипагиным. В 1941-1942 гг. территория ЛИИЖТа подверглась сильному артиллерийскому обстрелу. От взрывов снарядов были выбиты стёкла в здании музея. Сотрудники музея зашили окна досками. Прямым попаданием двух снарядов был разрушен потолок центрального вестибюля.
После полного снятия блокады Ленинграда в марте 1944 г. в музей вернулись его фондовые материалы из Новосибирска. Штатные сотрудники начали работы по ремонту основных моделей, восстановлению экспозиции. Музей открылся для посетителей 18 мая 1948 г. В фондах насчитывалось 2001 музейный предмет, из них в экспозиции находилось 760 предметов.
В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения. Коллекции по истории подвижного состава: альбомы, чертежи, фотографии, книги; модели локомотивов (паровозы, тепловозы, электровозы) и вагонов, насчитывающие более 300 единиц, около 50 единиц натурных локомотивов.
Информация с
сайта музея, скромно собранного на narod.ru.
Как вы можете предположить, здесь ооооочень интересно.
Я и Сын - любители железнодорожного транспорта, поэтому одного посещения туда явно не хватает. Экспозиция действительно очень богатая. Будем возвращаться по мере взросления и сохранения интереса.
Кроме того, в другие дни я посетила филиал этого музея - восхитительный Музей Мостов. Сын проспал его в коляске на ресепшене, а я замечательно там нафотографировалась и обещала им блогерский обзор, так как я записывала в блокнот названия фотографируемых объектов. К мостам я тоже неравнодушна.
Кто любит технические музеи?
Есть ли неравнодушные к мостам?
А к паровозам? С паром, поднимающимся до облаков, и гудком до горизонта?
:)
По теме:
Музей железных дорог России на Балтийском вокзале, паровозы в полный размер.