"4 Любы. Оттепель" в театре "МОСТ": ностальгия о шестидесятых

Nov 08, 2019 01:31

В театр "МОСТ" я нырнула впервые в стылый вечер четверга на любимой Большой Садовой улице. Это была премьера этого года: МОСТ-проект "4 Любы. Оттепель", мультижанровый документально-игровой спектакль режиссёра Георгия Долмазяна.

Театр начинался уже с лестницы. На ней уже толпились 4 Любы, одетые в стиле 60-х, и спрашивали у проходящих: не найдётся лишний билетик на "Карнавальную ночь" с Гурченко? Иммерсивные приёмы обычно развлекают публику. Впрочем, некоторых это смущает, тех, кому более комфортно отстранённое присутствие в театре. Мне лично разные приёмчики интересны.

В буфете до начала спектакля актёры разыгрывают диалог Ады Якушевой и Юрия Визбора, и зрители уже замерли во внимании. Любы (Ксения Берелет, Елена Плужникова, Алёна Долженкова, Анастасия Сысоева) и парни в костюмах стиляг суетились по залу и коридорам. Я улыбалась и подыгрывала, как будто предчувствовала погружение.















Как таковой сцены в "МОСТе" нет. В зале с белыми кирпичными стенами сценическое пространство занимает просто часть помещения. Перед ним 7 рядов белых и чёрных удобных стульев, по 6 на каждой половине, то есть почти камерно.

Нас встречал фильм "Волга-Волга", который демонстрировался на круглый экран-батут, поставленный у стены. Пока мы рассаживались, перед экраном находились две неподвижные фигуры. "МОСТ" определённо любит удивлять своих гостей.
Когда парень с манерами "ботаника" объявил третий звонок, в зал ворвалась стилизованная молодёжь конца 50-х.

И посыпались ностальгии, живые образы, сценки, песни, фрагменты сюжетов и воспоминаний. Завертелась лихая и позитивная эпоха.
Сюжет постановки относится к хрущёвскому периоду правления, когда распахнулись свободы и культура вылетела на новые обороты. И как обращаться с этой свободой? Кто-то рвёт шаблоны, кто-то робко мечтает, для кого-то свобода - это спокойно подчиняться, кто-то готов вырвать свободу любым образом. А кто-то успевает и так, и так.

И вот актёры в некоторой феерии готовятся к новому году, к Фестивалю молодежи и студентов, учат английский по Старкову, открыв рты смотрят на импровизированный показ мод моделей дома Dior, сопереживают стихам и историям о любви и прочие эмоционально наполненные элементы жизни 60-х. Министр культуры Екатерина Фурцева пытается вносить свои нудные коррективы в происходящее ("что-то неестественное в бодром новогоднем веселье), но искры в глазах молодёжи почти ослепляют. Их уже не остановить. Впрочем, стоит отметить, что Наталии Ларичевой роль Фурцевой удаётся замечательно, шаржированно, а злюк всегда сложнее играть.

Режиссёр вводит драматические моменты жизни легендарных персонажей того времени: прощальное письмо Гагарина, драма Нуриева, безмолвная печаль свергнутого Хрущёва. В такие мгновения мы сопереживаем им как людям с полным набором чувств и эмоций, а не как народным героям где-то на вершинах. "МОСТ" выполняет роль театра: вызвать отклик, эмпатию зрителей. И в этой казалось бы калейдоскопной работе режиссёр не забывает о нас, зрителях, не отпустит нас равнодушными.

На сцене актёры много передвигаются по хорошо продуманным траекториям, чтобы не было суеты, а был задор, драйв, праздник обычной жизни. Молодые актрисы в милых платьицах отлично поставленными голосами выкрикивают лозунг за лозунгом о радости существования. Парням определённо нравятся эти образы - типовых парней 50-60-хх, они одновременно романтичны и прогрессивны, сочное сочетание.

Основа композиции спектакля - стихи легендарных поэтов и бардов того времени: Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина, Вознесенский. Это погружает нас в эпоху не менее эффективно, чем фасоны одежды. Эта поэзия тоже сделала тогда первый прорыв к свободомыслию, и столько тонкого о той эпохе в ней отразилось. И то, как важна тогда была поэзия для молодёжи, сейчас не поддаётся осознанию. Сейчас только instagram для молодёжи так важен.

Кроме того, всю постановку сопровождает видео-нарезка разных жанров: отрывки любимых фильмов, документальная хроника, коллажи, символические природные съёмки. Создаётся дополнительный объём восприятия.

Плюс, конечно, музыкальное оформление (немного громковатое для моих чувствительных ушей). Звуковую семантику несли характерные для того времени песни, мелодии, а также современная инструментальная музыка. Отдельно отмечу эффект эха голосов для акцентирования особо важных моментов. Музыкальная композиция составлена погружающе, она вовсе не фон.

Батут от стены иногда отрывался и кружился, символизируя быструю смену событий, реакций. Выкатывался велосипед, актёры запрыгивали на простые помосты, зажигались гирлянды и другие световые приёмы.

Этот спектакль удивительным образом сочетал насыщенность и минимализм. Яркая театральная работа на живом материале как простых, так и самых сложных людей.

Нас развлекали, увлекали в эпоху, высвечивали грани, заставили переживать и в итоге довели до "пражской весны", стряхнув блёстки свободы и актуального искусства. И нам пришлось, вместе с персонажами эпохи, замереть и внутренне сжаться: заигрываться нельзя, произойти может что угодно. “Надежды маленький оркестрик под управлением любви”, заключительные слова проекта "4 Любы. Оттепель" - это квинтэссенция бесконечной мечты человека о простом счастье в наше нелёгкое во все времена время.




Я задумалась, почему так тепло на душе от этого культурного пласта? Видимо, потому что это была настоящая оттепель, и все действительно оттаяли, начали вырастать из войны и репрессий. А мы как-то генетически помним это 70 лет спустя. Кроме того, для меня эта постановка - связь с родителями, молодость которых пришлась как раз на это время. Мама была типичной модницей, любительницей кинотеатров, московских улиц, ресторанов, курортов. А Папа знал невероятное количество стихов, всё о развитии космонавтики и трезво оценивал деятельность партии.




Чудесная динамичная одноактовая зарисовка пролетела, как детальный сон, и оставила приятное долгое послевкусие.

Спасибо moskva_lublu за очередное прекрасное приглашение!

И несколько фактов о театре "МОСТ", так как я была в нём впервые. МОСТ - это аббревиатура: Московский Открытый студенческий театр. Своими корнями театр уходит очень далеко, намного дальше 60-х и XX века в целом. Это был театр при Московском университете, который открылся в 1756 году постановкой «Новоприезжие» по пьесе Ле Грана в первом здании университета на месте нынешнего Исторического музея. Это было первое публичное театральное представление в Москве. Другими словами, "МОСТ" можно назвать старейшим театром нашей столицы, что меня несколько удивило, так как всё виденное там весьма прогрессивное, совсем не вызывает ассоциация с классикой.Так может раскручиваться спираль времени в искусстве. Особенно когда правит достойная молодёжь. В советское время деятельность театра связана с такими именами, как Ролан Быков (был худруком), Марк Захаров, Роман Виктюк, Ефим Шифрин, Алексей Кортнев, Валдис Пельш, Максим Галкин. Воистину театр-мост. На Большой Садовой театр обитает с 2010 года.

Сайт театра и группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и на Youtube.




бесконечная Москва, культурный блогер, #moskvalublu, #moskva_lublu, театр

Previous post Next post
Up