Я тут вот о чем подумала. Все старшие поколения матерятся на клиповое мышление моего и младше поколений. А так ли это плохо?
Но для начала разберемся, чем выражено клиповое мышление. Сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости. Клип, в данном случае - это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек воспринимает и интерпретирует клип в силу того, насколько сам погружен в эту самую действительность, то есть крайне субъективно и эмоционально включено. Постоянная эмоциональная нагрузка рано или поздно исчерпывает нервные ресурсы, и организм начинает защищаться - ставить эмоциональный блок, не реагировать. То есть клиповое мышление это мышление:
- не подкрепленное фактами;
- сиюминутное, не требующее длительной концентрации;
- субъективное;
- эмоционально бедное.
Однако ничего просто так не возникает в этом мире. Откуда же появился столь деструктивный на первый взгляд феномен? В 2010 году культуролог К.Г.Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
То есть получается, что клиповое мышление это всего лишь приспособление нашего сознания к новым социальным реалиям, то есть эволюция.
Раз это эволюция, то в чем же плюсы клипового мышления? Они напрямую вытекают из условий формирования! Обладатели клипового мышления могут:
- быстро обрабатывать большой объем информации;
- находить самую свежую информацию;
- воспринимать абсолютно любые формы подачи сжатой информации;
- концентрироваться на множестве задач одновременно;
- поддерживать несколько диалогов одновременно (вспомните чаты в социальных сетях).
Что очень полезно в современном мире.
Итак, получается, что клиповое мышление, как эволюционное приспособление, подкрепленное положительными аспектами своего существования, выжить никак не удастся, и нам придется с ним мириться и под него подстраивать культуру, если не хотим, чтобы она стала рудиментом социума и была выплюнута, как бесполезная косточка вишни информационной реальности.
И здесь я могу не упомянуть о визуализации, как об инструменте упрощения восприятия информации. Фоточки, демотиваторы, инфографика, комиксы - все это помогает нашему мозгу быстрее понять, что до него хотят донести. Вспомните, как раньше (да и сейчас) велась пропаганда среди не шибко образованных слоев населения. Это были яркие плакаты с кричащими лозунгами. Их нельзя было понять двояко, найти пафосный подтекст или скрытый смысл, от которого автор потом вращается в гробу. У них была однозначная четкая трактовка, которая доносила заложенное послание без искажений. По сути это то, что сейчас требует клиповое мышление. СМИ уже уловили запрос аудитории и снабжают свои статьи пояснительными инфографиками или каррикатурами.
Но что же делать великим произведениям литературы, которые невозможно уместить в один рисунок. Здесь стоит обратить внимание на достижение социумов, уже переживших эту культурную революцию. Художественная новелла или, как нам будет привычнее, комикс будет востребованной формой передачи и сохранения культурных ценностей. Однако это мы уже заглянули слишком далеко, лет через 10-20. Читать пока что наше поколение не разучилось, а вот дети, играющие все детство с планшетами... Возможно, пора готовить для них новые учебники литературы.