Перевод: Bender Stratocaster
Редакция/коррекция: Светлана Куприн
За ссылку на материал спасибо Accion Positiva
Источник:
Радфем цитатник ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЕ
Часть 1
В еврейских общинах США и Израиля (двух самых больших еврейских общинах в мире), домашнее насилие случается с такой же частотой как и в нееврейских общинах Америки. Примерно 20-25% еврейских жён и 3-5% еврейских мужей страдают от побоев или подвергаются абьюзу со стороны своих супругов. Распространение домашнего насилия в еврейской общине, как и везде, не зависит от возраста, социального слоя и уровня образования. В либеральных реформистских, реконструктивистских и консервативных общинах, также как и в традиционной ортодоксальной общине, 20-25% замужних женщин подвергаются побоям. Одним из главных препятствий в выявлении и решении проблемы домашнего насилия в еврейском сообществе является то, что духовные лица (раввины), светские авторитеты и просто обыватели отказываются признавать, что проблема вообще существует. Многие до сих пор держатся за миф, что еврейские мужчины не способны проявлять насилие и агрессию по отношению к жене или партнёрше, и что такое неподобающее поведение не встречается в еврейских домах. В результате, наблюдается тенденция к замалчиванию, "заметанию под ковер" случаев домашнего насилия. Другой проблемой является историческая и текстовая неопределенность насчёт домашнего насилия в Галахе (еврейском законе).
Домашнее насилие с точки зрения еврейских религиозных текстов и истории
Исторически иудаизм, как и другие авраамические религии, был патриархальным и не допускал женщин до важных ритуалов и руководящих ролей. Ортодоксальные евреи в утренней молитве благодарят бога за то, что он не сотворил их женщинами [1] (женщины же благодарят бога за то, что он создал их по своей воле).[2] В последние два десятилетия XX века реформистское, реконструктивистское и консервативное движения в иудаизме перешли к полному гендерному равенству (в религиозных ритуалах). Однако иудаизм остается религией, глубоко укоренённой в священных текстах и традиционных обычаях. Дискуссии по поводу актуальных на сегодняшний день вопросов часто ведутся при помощи слов и постановлений из религиозных текстов, изречений мудрецов и ученых времен Ветхого завета. Тем не менее, важно отметить, что в иудаизме нет централизованной раввинской власти, которая устанавливает законы или правила, применимые ко всем евреям. Вместо этого раввины пишут респонсы [3], рекомендации в форме вопросов и ответов, обращенные к общинам, в которых они служат на данный момент. Еврейский закон скорее может рассматриваться как продолжающийся через время и пространство разговор, чем как установленный канонический закон. Следовательно, в нем часто встречаются противоречащие постановления от разных раввинов и теологов. Вероятность столкновения противоречивых постановлений увеличивается, когда рассматриваемый вопрос вообще не упоминается в Танахе (Пятикнижие или Моисеев закон, книги пророков и писания), как в случае супружеского насилия. Раввины традиционно стараются не противоречить Пятикнижию, которое рассматривается как слово божье.
В Талмуде (коллективной мудрости, собранной в течение первых 600 лет с падения Второго Храма в 70 году н. э.) говорится, что мужчина должен любить свою жену также, как он любит себя, а почитать больше чем себя. В то же время в Талмуде и более поздних раввинистических источниках иногда можно обнаружить, что использовать силу приемлемо, чтобы воспитывать “плохих жён”: тех кто не подчиняются своим мужьям, не занимаются домашними делами или не служат мужьям, когда они этого требуют. Маймонид, глубоко почитаемый еврейский философ живший в 12 веке, писал, что долг жены заключается в прислуживании мужу, и что можно принуждать её к этому кнутом, если она отказывается. Однако, Маймонид смягчил это высказывание (как и Талмуд) утверждением, что мужчина не может принуждать свою жену к работе которая ей “не свойственна” или унизительна. Таким образом, жена находится под контролем мужа, но он не может злоупотреблять своей властью.
Дебаты по поводу того насколько приемлемы побои жены продолжались в течении всей еврейской истории. Раввин Перец бен Илия, живший во французском Корбей в 13 веке, решительно осуждал побои и считал, что случаи домашнего насилия должны быть делом всей общины. Раввин, живший в Спейре (Speir) в 12 веке, зашел так далеко, что постановил распускающим руки мужьям приносить клятву (которая в то время воспринималась очень серьезно) обязывающую их прекратить побои, в противном случае они будут вынуждены предоставить своей жене развод и возможно изгнаны из общины. В то же время гаон (мудрец-толкователь) в Польше предлагал наказывать за убийство жены менее строго, чем за убийство постороннего человека. Раввин Моше Иссерлес (Польша) заметил в 1554 году, что при определенных условиях, например неповиновении, побои оправданы. Но неоправданное насилие должно быть осуждено и наказано. Это разделение справедливого и несправедливого телесного наказания также было сделано некоторыми мыслителями в средние века. В 20 веке раввин Элиезер Вальдбург постановил, что супруг применяющий насилие, будет принужден дать жене развод по причине собственной жестокости. Эта дискуссия между еврейскими законотворцами демонстрирует отсутствие четкой позиции в еврейском законе по поводу нанесения побоев жене. Меньшая часть духовных лидеров позволяла побои, большая разрешала только “оправданные” побои, а некоторое категорически запрещали применять насилие к жене. Важно заметить, что эти предписания обычно применялись только в подведомственных раввину общинах. В свою очередь, эти раввины и мыслители вынося предписания находились под влиянием традиций и нужд своих сообществ.
Иудаизм, история евреев, и мифы о домашнем насилии в еврейской общине
Основополагающие принципы еврейской религии и еврейской истории дали начало мифам, которые преуменьшают вероятность домашнего насилия у евреев. Идеальный еврейский муж является одним из этих мифов. Согласно стереотипам, еврейские мужчины пассивны и послушны, являются хорошими кормильцами для своих жен и семей. Первая половина этой характеристики происходит из долгой истории угнетения евреев. Из-за порабощения евреев в период Диаспоры, с 70 г. н.э. до 1948 г., еврейские мужчины получили репутацию кротких и не желающих драться. Следовательно, трудно принять тот факт, что еврей может быть замечен в актах насилия и жестокости, таких как домашнее насилие. Также, когда евреи в США получили доступ к ресурсам, мужчины стали считаться хорошими кормильцами для своих жен и семей. В результате, еврейские женщины, которые заявляли что стали жертвами жестокого обращения, часто сталкивались с недоверием раввинов, друзей и даже членов своей собственной семьи. Тяжело поверить, что “добропорядочный еврей”, пользующийся уважением общины, будет плохо обращаться со своей партнёршей или супругой. Из-за этого стереотипа, жертва домашнего насилия в еврейском сообществе бывает убеждена, что она вероятно единственная с кем это случилось, и что она совершила нечто, вызвавшее гнев её доброго еврейского мужа и должно быть заслуживает побоев.
Два других мифа, способствующих сокрытию домашнего насилия в еврейской общине, это “идеальная еврейская семья” и “шалом баит” (гармония в семье). Комментарии раввинов к Книге Бытия утверждают, что бог соединяет пары на небесах. Таким же образом, благословения, читающиеся на еврейских свадьбах, ссылаются на божественную роль в соединении пар. Как брак, заключенный на небесах, может включать в себя мужа-насильника?
Еврейский домашний очаг, созданный женитьбой, имеет высокий статус, поскольку дом является священным местом, где выполняются многие важные обряды и ритуалы. Гармония в семье (“шалом баит”), должна быть присуща еврейскому дому, исключая конфликты и насилие. Поэтому многие не хотят верить, что домашнее насилие совершается в еврейских домах. Роль еврейской женщины заключается в обеспечении “шалом баит”, поддержке святости дома, защите дома от опасности. Ссоры или драки рассматриваются как неспособность женщины выполнять её роль “эшетхаиль” (добродетельной жены). Жертвы винят самих себя в насилии осуществляемом мужьями, будучи уверены что они потерпели неудачу в поддержании подобающего порядка в еврейском доме. Многие жертвы супружеского насилия думают, что они не сумели выполнить свой главный долг еврейской женщины, подвели своих мужей и навлекли позор на свои семьи.
Тенденция к утаиванию и замалчиванию домашнего насилия, хоть и присутствует во всем мире, но особенно сильна в еврейской общине из-за давнего статуса преследуемого меньшинства. Исторически евреи опасались того, что неподобающее поведение навлечет беду на всю общину. Нестабильное положение евреев в большинстве мест, где они жили на протяжении последних 2000 лет, сделалось причиной сильного страха, что не-еврейский мир получит еще одну причину, такую как домашнее насилие, чтобы презирать евреев. Поэтому, жертвам насилия часто говорили, чтобы они сохраняли молчание и не сообщали об инцидентах властям, из страха вызвать еще большее презрение у не-еврейских соседей. В то же время, евреи чувствовали, что они должны быть лучше своих гонителей и иноверцев которые их окружали. Поэтому, домашнее насилие часто рассматривалось как проблема, которая бывает только у гойим (не-евреев), т. к. евреи не способны на такое неподобающее поведение. По словам жертв домашнего насилия в США, иногда полицейских трудно было убедить воспринимать их всерьез, потому что миф о том, что у евреев не бывает домашнего насилия, в сочетании с мифом о пассивном еврейском мужчине, распространился и на не-еврейское население.
На протяжении веков еврейское сообщество нуждалось в наставлениях раввинов, это лучшее доказательство тому, что домашнее насилие является постоянной проблемой сообщества. Еврейский закон и духовные авторитеты и сейчас очень важны для формирования реакции на домашнее насилие в некоторых частях еврейского мира. Реформистское движение, самое большое еврейское движение в США (также как и гораздо меньшее реконструктивистское движение) не признает еврейский закон обязательным. Консервативное движение, которое принимает власть еврейского закона, интерпретированного мыслителями нынешнего поколения, категорически осуждает домашнее насилие. Хотя жертвы домашнего насилия принадлежащие к этим течениям часто идут к своим раввинам за советом и консультацией, немногие, если вообще такие есть, рассматривают советы своих раввинов как обязательные к исполнению или авторитетные. По другому ситуация обстоит в некоторых частях ортодоксальной общины в Диаспоре, где раввины, как интерпретаторы еврейского закона, всё еще обладают властью. В Израиле духовные авторитеты имеют большое влияние в ситуациях с домашним насилием, поскольку так называемые вопросы “личного статуса”, такие как развод, в основном находятся под контролем раввинских судов. В результате многие женщины из ортодоксальных общин в США и все женщины в Израиле зависят от духовных авторитетов, которые могут дать им развод - лучший способ избавиться от своих мужей-абьюзеров.
Дэниэл Прайс и Эдна Эрец
Примечания
[1] из текста шахарита для мужчин - “Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня женщиной” - прим. перев.
[2] шахарит для женщин - “Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, создавший меня по воле Своей”- прим. перев.
или Тора - прим. перев.
[3] респонсы - один из жанров галахической литературы, состоящий из бытовых или законодательных вопросов и ответных мнений (рекомендаций) тех или иных галахических авторитетов
Часть 2
Проблема "гет"[1] и "агуна"[2]
Еврейские женщины не могут подать на развод в одностороннем порядке, а раввинские суды не могут инициировать бракоразводную процедуру, которая называется “гет” . Муж по еврейскому закону имеет эксклюзивное право давать “гет”. Раввинские суды только контролируют бракоразводный процесс. Этот баланс власти, смещенный в пользу мужа, часто оставляет еврейских женщин в ортодоксальных общинах и в Израиле на милость их мужей-абьюзеров, которые отказываются дать им “гет”. Женщины могут обратиться в раввинские суды Израиля или к духовным авторитетам своих общин, с просьбой о том, чтобы мужей заставили дать им “гет”. В США духовные авторитеты, даже если они приказывают мужьям-абьюзерам дать развод, не имеют никаких рычагов власти, чтобы заставить своевольных мужей освободить избиваемых жен от уз религиозных браков. Большинство раввинов в ортодоксальной общине, за редким исключением, советуют избиваемым женам возвратиться к мужьям ради мира в семье, “шалом баит”, и перестать делать вещи, которые “вынуждают” мужей избивать их. Иногда мужьям делают внушение, или раввин консультирует пару. Гораздо реже раввин советует жертве насилия оставить мужа, или убеждает абьюзера, чтобы тот дал своей жене развод. Без развода женщина не может выйти замуж снова, и любые дети, которых она родит, будут считаться “мамзерим” (незаконными). Женщина, которая оставляет мужа без развода, также скорее всего будет считаться “шондэ” (источником стыда) и будет подвергнута остракизму в своей общине и возможно в своей семье. В результате этого множество избиваемых ортодоксальных женщин не видят другого выхода, кроме как оставаться со своими мужьями-абьюзерами.
Раввинские суды в Израиле обладают огромной властью в супружеских делах, поскольку в стране нет гражданского развода. Хотя суд может вынести постановление о том, чтобы мужчина дал жене развод, и применить наказание в случае неповиновения, очень немногие мужчины, включая абьюзеров, когда либо были наказаны. В Диаспоре суды часто предписывают избиваемым женщинам вернуться домой и пытаться примириться с мужьями-абьюзерами, поскольку считают своим долгом сохранять семьи. Одно исследование жертв домашнего насилия в Израиле обнаружило, что 55% избиваемых женщин, которые шли в раввинские суды, получали совет вернуться к своим мужьям. Все жены, последовавшие совету, сообщили что мужья продолжают избивать их, а некоторые заявили что побои стали более жестокими. Многие мужчины используют раввинские суды для сохранения статуса кво, проходят медиацию под наблюдением раввинов, или просто обещают измениться, но продолжают избивать своих жен. Суды часто рекомендуют абьюзеру и его жертве пройти семейную терапию, которую мужчины используют для укрепления своего господства над женами, вместо того чтобы направить абьюзера на терапию по избавлению от агрессивного поведения.
Домашнее насилие в Израиле
Рассмотренные ранее мифы о евреях и домашнем насилии серьезно повлияли на то как проблема решается в Израиле. Прекрасная иллюстрация - слова полицейского офицера Хайфы, города со смешанным еврейским и арабским населением, который сказал: “Это [домашнее насилие] происходит только с арабами, не с евреями”. Однако, когда вопрос впервые серьезно рассматривался в кнессете (израильском парламенте), и был передан в подкомитет для изучения (после того как член кнессета, который поднял вопрос, был освистан и осмеян), стало очевидно, что в Израиле существует серьезная проблема с домашним насилием. Исследование выявило от 30000 до 60000 случаев абьюза в стране с населением в 6 миллионов на тот момент. Подкомитет также выявил, что не существует механизмов на местах для оказания помощи жертвам домашнего насилия, которым часто затыкали рот транквилизаторами и незначительными денежными компенсациями. Из этих примеров видно, что в США и других странах, в данный момент, домашнее насилие считается “семейной проблемой”, и вызов полиции в таких случаях крайне редко заканчивается арестом. Абьюзеры обычно получают предупреждение, или “разговор как мужчина с мужчиной”, в то время как жертв отговаривают заводить дела, и не отправляют на медицинское освидетельствование. Максимальный срок за домашнее насилие 3 года, а типичное наказание штраф или условный приговор, что позволяет абьюзеру продолжать издевательства.
Серьезно относиться к домашнему насилию в Израиле начали в 80х и начале 90х. Как и в США и других западных странах, женские организации, субсидируемые государством, открыли приюты для женщин подвергающихся насилию в Иерусалиме и шести других крупных городах. В настоящее время в Израиле 12 приютов, все они заполнены до отказа. В иврите появился термин для “избиваемой жены” - “иша мука”, и проблема получила широкое освещение в СМИ, наряду со спонсируемыми правительством публичными образовательными программами против домашнего насилия. Министерство социальной защиты учредило специальный департамент для решения проблемы домашнего насилия, который сотрудничает с министерством жилищного строительства и министерством здравоохранения. Закон был изменен таким образом, что полиция обязана открывать дело на каждое сообщение о случае домашнего насилия. Несмотря на эти улучшения, приговоры для абьюзеров остаются снисходительными, а приюты или программы для жертв испытывают проблемы с финансированием. Жертвы домашнего насилия, желающие получить развод, всё еще встречаются с религиозными судами персонального статуса, которые отказываются изменять еврейский закон для облегчения процедуры развода. Все социальные проблемы в Израиле отходят на задний план по сравнению с палестино-израильским конфликтом и террористической угрозой, что создает дополнительные трудности для избиваемых женщин, которым нужна помощь.
Домашнее насилие в американской еврейской общине
Глубоко укоренившиеся мифы о том, что в еврейской общине якобы отсутствует домашнее насилие, препятствуют признанию проблемы и борьбе с ней. Многие жертвы рассказывали, что раввины уверяли их, будто это первый раз когда они слышат о домашнем насилии в общине. Тем не менее, опрос евреек - жертв домашнего насилия показал, что прежде чем обратиться за помощью к властям, женщины страдали от абьюза на протяжении 7-15 лет, по сравнению с 3-5 годами в более крупных сообществах. Жертвы часто страдают молча, потому что винят себя и не хотят, чтобы в них видели предательниц семей и мужей, боятся навлечь позор на свою семью и общину. Когда избиваемые американские еврейки заявляют о себе, они, как и их товарки по несчастью в Израиле, обычно слышат от раввинов совет идти домой и поработать над проблемой вместе со своими мужьями-абьюзерами ради “шалом баит”. Словом, раввины, учителя, социальные работники и врачи не были обучены и не имели достаточной квалификации, для борьбы с домашним насилием. Еврейские социальные службы обычно направляют жертв абьюза к семейным психологам, вместо консультантов по домашнему насилию
Адвокатам жертв домашнего насилия в США, как и их коллегам в Израиле, стоило больших трудов привлечь государственные ресурсы и внимание общественности к своим делам. Большинство крупных еврейских организаций до недавних пор не проявляли интереса к вопросам домашнего насилия. Были случаи, когда листовки с информацией о домашнем насилии срывали с синагог и даже со штаба “Объединенного еврейского призыва” (United Jewish Appeal, UJA), головной организации Федерации еврейских общин в Северной Америке. Большинство раввинов также не выказывают желания открыто противостоять домашнему насилию, очень немногие из них откликнулись на призыв женских организаций затронуть эту тему в своих проповедях. Опрос, проведенный в 2004 году Еврейским женским интернационалом (Jewish Women International, JWI) показал, что большинство раввинов не считают нужным открыто обличать домашнее насилие с кафедры проповедника. До недавних пор, большинство раввинских семинарий не обучали студентов распознавать и грамотно реагировать на случаи домашнего насилия. В результате, раввины и другие лидеры общины узнают о случаях домашнего насилия, только когда жертвы приходят к ним за помощью. Те раввины, которые хотят помочь, не знают что делать, и часто не дают совета жертвам обратиться в полицию. Важно отметить, что проблема домашнего насилия сейчас входит в учебную программу во многих центрах обучения раввинов, и что большинство раввинов учатся определять признаки абьюза и советовать жертвам обратиться к надлежащим органам за помощью.
Реагирование на домашнее насилие в общине американских евреев
В 1988 году Зитта Фридландер (
Zitta Friedlander) была убита своим мужем на парковке возле места её работы в Виргинии. Этот случай помог вытащить проблему домашнего насилия в еврейской общине “из-под ковра”. Фридландер проходила через долгий и мучительный развод, в течение которого её муж много раз угрожал убить её. История Фридландер и другие случаи абьюза, которые были освещены в еврейских СМИ, привели к тому что JWI (Jewish Women International), усилия которых в основном фокусировались на нуждах израильских детей, страдающих от эмоционального и физического насилия, сделали своей главной повесткой вопрос домашнего насилия. JWI, насчитывающая примерно 75000 участников/участниц, единственная еврейская организация, которая сделала своей главной задачей борьбу с домашним насилием. В 1998 году JWI наняли на полную ставку директора по программам, связанным с домашним насилием, и выпустили два учебных пособия, одно для раввинов, второе для социальных работников. Однако, самой трудной задачей было убедить еврейский мир в существовании проблемы, настоять на введении в раввинских школах комплексных программ по распознаванию и реагированию, а также программ обучения для соц работников, и сагитировать крупные еврейские общественные движения ввести комплекс мер, по борьбе с домашним насилием. JWI провели две конференции по проблеме домашнего насилия, в 1993 и 1995 году, обе из которых собрали более 500 участников/участниц.
Крупные национальные еврейские организации, такие как UJA и другие общественные движения, не спешили обратить внимание на проблему домашнего насилия и предоставить финансирование программ направленных на борьбу с ним. Определенные усилия были направлены на создание целевой группы по домашнему насилию в UJA, учебной программы для обслуживающего персонала в миквах (ритуальных бассейнах для омовения, которые женщины-ортодоксалки обязаны посещать после менструаций), по распознаванию признаков насилия, а также на кампанию, начатую “Союзом реформирования иудаизма” (Unionfor Reform Judaism), по распространению соответствующей литературы в синагогах. Однако, большинство программ помощи еврейкам-жертвам домашнего насилия в США были локальными и организовывались на низовом уровне. Центр SHALVA в Чикаго был основан в 1986 году восемнадцатью женщинами-ортодоксалками, во главе с Ханной Вейнберг (Hanna Weinberg), женой ортодоксального раввина. На сегодняшний день SHALVA помогает 300 семьям, предоставляет услуги по защите интересов в суде, оказывает финансовую помощь, включающую беспроцентные кредиты для обеспечения базовых нужд женщин во время переходного периода, направление в приюты, обеспечивает поддержку раввинов и общины, услуги переводчиков. SHALVA также ведет общественную образовательную программу по домашнему насилию и предлагает курсы обучения для раввинов, работников коммунальных служб и социальных работников.
Похожие программы, такие как CHANA (Балтимор), Shalom Task Force (Нью Йорк), Shalom Bayit (Атланта) и NISHAMA (Южная Калифорния), были основаны за последние двадцать лет в других еврейских общинах по всей стране. В целом, существует примерно 60 служб социального обеспечения в США, направленных на помощь еврейкам - жертвам домашнего насилия. Shalom Task Force в Нью Йорке организовала общенациональную горячую линию для жертв домашнего насилия. Проект Eden работает одновременно и с жертвами абьюза, и с абьюзерами в бруклинской хасидской общине. Проект уникален тем, что его штаб-квартира располагается в офисе окружного прокурора Бруклина. Ортодоксальных евреев - абьюзеров, направляют на терапию назначенную судом, которая называется “Браирот” (“выборы”) и продолжается в течение 53 недель. В дополнение к консультациям, финансовой и юридической помощи по принуждению мужей к тому, чтобы они дали своим женам развод, основательница программы Хенна Уайт (Henna White), запустила активную кампанию по противостоянию мифу о том, что домашнее насилие - “шондэ” (позор), который должен содержаться в тайне.
Дэниэл Прайс и Эдна Эрец
Примечания
[1] также это документ, “разводное письмо”, который передается жене от мужа при разводе прим. перев.
[2] агуна - терминталмудического права для обозначения женщины, оставшейся без мужа, но не получившей развода, «соломенная вдова».
Список литературы и ссылки для дальнейшего ознакомления:
Adleman, Madeline. ‘‘NoWayOut: DivorceRelatedDomesticViolenceinIsrael.’’ ViolenceAgainstWomen 6, no. 11 (2000): 1223-1254.
Gardsbane, Diane, ed. HealingandWholeness: A ResourceGuideonDomesticAbuseintheJewishCommunity. Washington, DC: JewishWomenInternational, 2002.
Graetz, Naomi. SilenceIsDeadly: JudaismConfrontsWifebeating. Montvale, NJ: JasonAronson, 1998.
Jacobs, Lynn, andSherryBerlinerDimarsky. ‘‘JewishDomesticAbuse: RealitiesandResponses.’’ JournalofJewishCommunalService 68, no. 2 (1991-1992): 94-113.
Lev, Rachel, ed. ShinetheLight: SexualAbuseandHealingintheJewishCommunity. Boston: NortheasternUniversityPress, 2002.
Newman, Lisa. ‘‘ClosedShuttersNoMore,’’ 2004. http://
www.momentmag.com/features/feat2.html.
Orenstein, Debra. ‘‘HowJewishLawViewsWifeBeating.’’ Lilith 20 (1998): 9.
Scarf, Mimi. BatteredJewishWives. Lewiston, NY: EdwinMellonPress, 1988.
Siegel, Rochelle. ‘‘DomesticAbuseandJewishWomen: OpeningtheShutters.’’ JewishWomen’sJournal 2, no. 3 (1994): 17-19.
Swirski, Barbara. ‘‘JewsDon’tBatterTheirWives: AnotherMythBitestheDust.’’ InCallingtheEqualityBluff: WomeninIsrael, editedbyBarbaraSwirskiandMarilyn P. Safir. NewYork: PergamonPress, 1991, pp. 319-327.
Walker, Lenore. ‘‘JewishBatteredWomen: ShalomBayitorShonde.’’ InCelebratingtheLivesofJewishWomen: Patternsin a FeministSampler, editedbyRachelSiegelandEllenCole. Binghamton NY: HaworthPress, 1997, pp. 261-277.