Прочитал на выходных книжку «Назад в школу. Бесценные уроки великого бизнесмена и инвестора», автором указан Уоррен Баффет. На самом деле, Баффет эту книжку не писал, просто кто-то записал и скомпоновал расшифровки публичных выступлений Баффета перед американскими студентами.
С одной стороны, луч гнева тем, кто готовил книжку к изданию. Зачем нужно было повторять одни и те же мысли, одни и те же вопросы и ответы по два раза? Разве что книжка готовилась для американцев, которые с одного раза не понимают. Но, несмотря на безобразную работу редакторов/издателей, Баффет-то там все равно остался. Хорошие умные мысли не получается испортить даже отвратительной редактурой. И одна мысль там меня очень сильно зацепила. Мысль, казалось бы, очень банальная, но ее не понимает очень большое количество людей из того круга предпринимателей, с которыми я общаюсь.
Мысль следующая: бизнес должен иметь ярко выраженные конкурентные преимущества. И если их нет, то практически никакие усилия по управлению бизнесом не способны исправить ситуацию. Иными словами, главные, стратегические вопросы решаются на стадии выбора бизнеса. На стадии создания (если вы - предприниматель) или покупки (если вы - инвестор). А все прочие усилия - это уже тактические усилия по исправлению стратегических ошибок, допущенных на этапе выбора бизнеса. Причем многие ошибки исправить невозможно.
И если вдруг изначально вас угораздило выбрать бизнес без ярко выраженных конкурентных преимуществ, то с ним надо как можно быстрее расставаться. Бизнес без ярко выраженных конкурентных преимуществ - как чемодан без ручки. И тащить тяжело, и бросить жалко.
К сожалению, вокруг себя я вижу много умных и трудолюбивых людей, которые эту простую истину не понимают. И упираются, тащат, вкалывают по 12 часов в сутки, ходят на всевозможные тренинги в надежде найти рецепт повышения эффективности еще на 0,5%, дрючат продавцов и т.д. и т.п.
А надо все это просто бросить. И заняться другим, правильным бизнесом.
* * *
Баффет поясняет эту мысль на собственных примерах, в том числе на примере текстильной фабрики Berkshire, где выстроить успешный профильный (текстильный) бизнес не удалось даже Баффету. Эту мысль поясняет и мой собственный опыт - мой самый первый бизнес был как раз из категории «и тащить тяжело и бросить жалко», и я закрыл его через год-полтора после начала, получив изрядную порцию сомнений в своих способностях заниматься бизнесом. А дело-то было не во мне, а именно в бизнесе, в неправильном выборе направления. Оказалось, достаточно сменить направление бизнеса, чтобы он пошел в гору и начал приносить и прибыль, и удовольствие.
Словом, не бойтесь и не стесняйтесь пробовать и экспериментировать не только ВНУТРИ своего бизнеса, но и ВНЕ его. Ищите пока неосвоенные поляны, на которых вы могли бы иметь высокое конкурентное преимущество. И вовремя уходите с вытоптанных полян, на которых пасутся стада ваших коллег по цеху, конкурируя за оставшиеся крохи.
ЖЖ-сообщество
my_finTOP-100 блогов финансовой тематики