Nov 20, 2021 12:24
Сначала зададим себе вопрос: что такое игра? Игра вообще?
Игры очень разнообразны: домино, игра в куклы, лотерея, догонялки - всё это игры. Но почему что-то мы называем игрой, а что-то нет? Значит есть что-то, что даёт нам понимание того, что вот эта деятельность является игрой, а вот эта ей не является.
Значит игра - это определённый вид деятельности. И компьютерные игры - это частный случай игры вообще. Значит они несут в себе все те признаки, которые присущи игре вообще.
В чём же отличие игры от не игры? Отличие игры от всего другого в некоем смысловом наполнении этой деятельности, её онтологии и целеполагании.
Поясню. Возьмем такие процессы как игра и обучение. Сравните две фразы:
1 - игра в обучение, 2 - обучающая игра.
И там, и там есть игра. И внешне это одно и тоже. Но в первом случае речь идёт об игре, где обучение не является приоритетом, а является лишь объектом игры. Обучение здесь подчинено игре. Во втором случае главное - это процесс обучения, а игра лишь форма, метод. Игра здесь подчинена обучению.
То же самое со спортивными играми. В одном случае - это просто игра, когда ей занимаются для развлечения. А в другом - это спорт, когда целью являются некие физические изменяя тела спортсмена. И в третьем случае это профессия, когда ва-жен результат игры - победа и связанные с ней материальные блага. Поэтому кибер-спорт, не является игрой по своему целеполаганию, а является спортом. Более того, для участников, состязающихся нём - это может быть профессией, если они на этом зарабатывают. То есть эта деятельность уже перестаёт быть игрой и даже спортом - это работа. Да, увлекательная, от которой они получают удовольствие, но работа.
То есть, всё зависит от направленности выбранной деятельности. При этом одна деятельность может включать в себя элементы другой деятельности.
Перейдём к вопросу игры как искусства.
С обывательской точки зрения любую деятельность можно отнести к искусству. Например, искусство убеждения. Но искусство, как и игра, имеет что-то такое, что позволяет нам отделять его от прочих видов деятельности. Позволяет нам говорить, что вот это является искусством, а вот это нет. Поэтому если любую деятельность называть искусством, то теряется смысл искусства. Границы размываются. Поэтому ко многому, что называется искусством в обыденном понимании применимо другое название - ремесло.
Пару слов о предметах искусства.
Ремесло может производить высококачественную продукцию. Но качество продукта не является критериями искусства. Великолепно выточенная гайка или комфорта-бельный автомобиль могут быть идеальными, но не быть предметами искусства.
И в тоже время изъеденная ржавчиной гайка или разбитый автомобиль вполне могут стать таковыми.
Или сравните икону, портрет, рекламный плакат. Все три могут быть как предмета-ми искусства, так и сугубо утилитарными предметами. Для того, чтобы некий пред-мет стал предметом искусства, он должен, либо потерять свою утилитарность, либо изначально создаваться как результат детальности отличный от своего прямого назначения.
То есть здесь снова возвращаемся в отношение подчинённости. Либо гайка - это просто гайка, которая используется по назначению. Либо гайка - это произведение искусства, тогда она уже больше чем просто гайка и даже не гайка вовсе, а некий овеществлённый смысл (см. ниже пример с рекламой).
Об истоках игры и искусства.
Игра и искусство (как спорт и многое другое) имеют общий источник и берут своё начало в ритуальных, магических действиях. Они связаны с магическим представлением о мире. Но со временем они расходят-ся, отделяются и обретают самостоятельность. Они могут содержать в себе элемен-ты друг друга, но не могут быть тождественны и равны друг другу. Иначе бы эти виды деятельности просто не назывались бы по-разному, а были одним и тем же. И в языке это чётко фиксируется через номинацию (название).
Вообще, любая деятельность может содержать в себе элементы другой деятельнос-ти. Но от того, что некая деятельность содержит в себе элементы другой деятель-ности, не делает её этой деятельностью, элементы которой в неё входят.
Например, рекламу можно рассматривать как бизнес, а можно как искусство. Всё зависит от того какая цель была изначально поставлена. Если цель - продать товар, то это бизнес. Здесь искусство используют для целей бизнеса. Если цель - создать некий продукт, имеющий ценность сам по себе, некое самостоятельное бытие, обо-собленное от рекламируемого товара и не ставящее своей главной задачей продажу товара, то это искусство. Здесь уже рекламируемый товар взят как источник вдохно-вения. И только.
Так же игра, может содержать в себе что-то от искусства, использовать его. Но при этом она не становится им. Она остаётся игрой по сути. Для того, чтобы эта деятель-ность стала искусством, ей надо сменить вектор. При этом перестать быть игрой.
Перейдём к самому искусству и его связи с игрой.
Элемент игры наиболее явлен в исполнительском искусстве. Хотя встречается и в изобразительном. Такие виды искусства как театр (актёрская игра), музыка (игра на музыкальном инструменте) - являются искусствами, но не являются игрой. Хотя их название говорит об игре. Как уже было выше сказано (см. пример выше про обучение и игру), игра здесь носит подчинённый характер, является средством выражения, частью художественного произведения.
Таким образом, игра и искусство - это разные виды деятельности. Они могут содержать в себе элементы друг друга, но только в качестве средства. И они не могут быть одним и тем же одновременно.Сначала зададим себе вопрос: что такое игра? Игра вообще?
Игры очень разнообразны: домино, игра в куклы, лотерея, догонялки - всё это игры. Но почему что-то мы называем игрой, а что-то нет? Значит есть что-то, что даёт нам понимание того, что вот эта деятельность является игрой, а вот эта ей не является.
Значит игра - это определённый вид деятельности. И компьютерные игры - это частный случай игры вообще. Значит они несут в себе все те признаки, которые присущи игре вообще.
В чём же отличие игры от не игры? Отличие игры от всего другого в некоем смысловом наполнении этой деятельности, её онтологии и целеполагании.
Поясню. Возьмем такие процессы как игра и обучение. Сравните две фразы:
1 - игра в обучение, 2 - обучающая игра.
И там, и там есть игра. И внешне это одно и тоже. Но в первом случае речь идёт об игре, где обучение не является приоритетом, а является лишь объектом игры. Обучение здесь подчинено игре. Во втором случае главное - это процесс обучения, а игра лишь форма, метод. Игра здесь подчинена обучению.
То же самое со спортивными играми. В одном случае - это просто игра, когда ей занимаются для развлечения. А в другом - это спорт, когда целью являются некие физические изменяя тела спортсмена. И в третьем случае это профессия, когда ва-жен результат игры - победа и связанные с ней материальные блага. Поэтому кибер-спорт, не является игрой по своему целеполаганию, а является спортом. Более того, для участников, состязающихся нём - это может быть профессией, если они на этом зарабатывают. То есть эта деятельность уже перестаёт быть игрой и даже спортом - это работа. Да, увлекательная, от которой они получают удовольствие, но работа.
То есть, всё зависит от направленности выбранной деятельности. При этом одна деятельность может включать в себя элементы другой деятельности.
Перейдём к вопросу игры как искусства.
С обывательской точки зрения любую деятельность можно отнести к искусству. Например, искусство убеждения. Но искусство, как и игра, имеет что-то такое, что позволяет нам отделять его от прочих видов деятельности. Позволяет нам говорить, что вот это является искусством, а вот это нет. Поэтому если любую деятельность называть искусством, то теряется смысл искусства. Границы размываются. Поэтому ко многому, что называется искусством в обыденном понимании применимо другое название - ремесло.
Пару слов о предметах искусства.
Ремесло может производить высококачественную продукцию. Но качество продукта не является критериями искусства. Великолепно выточенная гайка или комфорта-бельный автомобиль могут быть идеальными, но не быть предметами искусства.
И в тоже время изъеденная ржавчиной гайка или разбитый автомобиль вполне могут стать таковыми.
Или сравните икону, портрет, рекламный плакат. Все три могут быть как предмета-ми искусства, так и сугубо утилитарными предметами. Для того, чтобы некий пред-мет стал предметом искусства, он должен, либо потерять свою утилитарность, либо изначально создаваться как результат детальности отличный от своего прямого назначения.
То есть здесь снова возвращаемся в отношение подчинённости. Либо гайка - это просто гайка, которая используется по назначению. Либо гайка - это произведение искусства, тогда она уже больше чем просто гайка и даже не гайка вовсе, а некий овеществлённый смысл (см. ниже пример с рекламой).
Об истоках игры и искусства.
Игра и искусство (как спорт и многое другое) имеют общий источник и берут своё начало в ритуальных, магических действиях. Они связаны с магическим представлением о мире. Но со временем они расходят-ся, отделяются и обретают самостоятельность. Они могут содержать в себе элемен-ты друг друга, но не могут быть тождественны и равны друг другу. Иначе бы эти виды деятельности просто не назывались бы по-разному, а были одним и тем же. И в языке это чётко фиксируется через номинацию (название).
Вообще, любая деятельность может содержать в себе элементы другой деятельнос-ти. Но от того, что некая деятельность содержит в себе элементы другой деятель-ности, не делает её этой деятельностью, элементы которой в неё входят.
Например, рекламу можно рассматривать как бизнес, а можно как искусство. Всё зависит от того какая цель была изначально поставлена. Если цель - продать товар, то это бизнес. Здесь искусство используют для целей бизнеса. Если цель - создать некий продукт, имеющий ценность сам по себе, некое самостоятельное бытие, обо-собленное от рекламируемого товара и не ставящее своей главной задачей продажу товара, то это искусство. Здесь уже рекламируемый товар взят как источник вдохно-вения. И только.
Так же игра, может содержать в себе что-то от искусства, использовать его. Но при этом она не становится им. Она остаётся игрой по сути. Для того, чтобы эта деятель-ность стала искусством, ей надо сменить вектор. При этом перестать быть игрой.
Перейдём к самому искусству и его связи с игрой.
Элемент игры наиболее явлен в исполнительском искусстве. Хотя встречается и в изобразительном. Такие виды искусства как театр (актёрская игра), музыка (игра на музыкальном инструменте) - являются искусствами, но не являются игрой. Хотя их название говорит об игре. Как уже было выше сказано (см. пример выше про обучение и игру), игра здесь носит подчинённый характер, является средством выражения, частью художественного произведения.
Таким образом, игра и искусство - это разные виды деятельности. Они могут содержать в себе элементы друг друга, но только в качестве средства. И они не могут быть одним и тем же одновременно.
история,
общество,
капитализм,
искусство,
игра,
экономика