День рождения Виридианы

May 17, 2021 21:57


17 мая 1961 года, ровно 60 лет назад, на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Луиса Бунюэля "Виридиана".





На Каннском кинофестивале фильм "Виридиана" (вместе с французским фильмом "Столь долгое отсутствие" режиссёра Анри Кольпи) был удостоен Золотой Пальмовой Ветви. И этот приз оказался единственной фестивальной наградой фильма, который многие кинокритики называют вершиной творчества Луиса Бунюэля. Причина этого в следующем.



Как известно, после поражения республиканцев в гражданской войне и установления диктатуры Франко в Испании Луис Бунюэль был вынужден эмигрировать в Мексику. За 20 с лишним лет пребывания в Мексике Бунюэль создал целый ряд киношедевров, в частности, таких, как " Забытые", "Он", "Назарин" и другие. Эти фильмы принесли всемирную славу как самому Бунюэлю, так и мексиканскому кинематографу.



Естественно, заокеанские успехи испанского режиссёра не могли не вызвать некоей ревности у испанских властей. Бунюэлю было предложено снять фильм в Испании. За основу сценария будущего фильма было предложено взять роман Бенито Переса Гальдоса, классика испанской литературы XIX-начала XX века, имеющего в Испании такую же популярность, как Диккенс в Англии, Бальзак во Франции, Толстой в России. Выбор Переса Гальдоса был не случаен, поскольку фильм "Назарин", пользовавшийся огромным успехом, тоже основывался на произведении этого писателя.



Есть версия, что непосредственным заказчиком фильма был сам генерал Франко. Может, и не так. Но то обстоятельство, что Бунюэлю был предложен гонорар, в 4 раза превышающий его обычный гонорар, говорит в пользу этой версии.



Сценарий фильма "Виридиана", основанный на романе Переса Гальдоса "Альма", был написан совместно Луисом Бунюэлем и Хулио Алехандро. Хулио Алехандро можно назвать соратником Бунюэля, поскольку он точно так же был вынужден после поражения республиканцев в гражданской войне эмигрировать в Мексику, где выступил автором сценариев нескольких фильмов Бунюэля, в частности, уже упоминавшегося "Назарина".



Испанские цензоры внимательно изучили сценарий будущего фильма, внесли в него несколько корректировок и ... и посмотрели готовый фильм уже вместе со всеми на Каннском кинофестивале. И разразился скандал: испанские власти усмотрели в фильме пропаганду инцеста, суицида, шведской семьи, святотатства и т.д., и запретили фильм. Запрет действовал до 1977 года и был отменён только после смерти Франсиско Франко, произошедшей в 1975 году. А Папа Римский Иоанн XXIII объявил фильм кощунственным и запретил его на веки вечные.



Сам Луис Бунюэль был отлучен от церкви. (Заметим, что никаких репрессий в отношении Бунюэля типа "двушечки" за оскорбление чувств верующих со стороны франкистского режима, многими классифицируемого как "фашистский", не последовало.) Короче, в таких условиях какое бы то ни было участие фильма Луиса Бунюэля "Виридиана" в международных кинофорумах было исключено. Хотя фильм широко был представлен в кинопрокате многих стран. Но не в СССР.



После такого "горячего приёма" Луис Бунюэль снова уехал в Мексику, а потом во Францию, где создал ещё несколько киношедевров, в частности, "Дневная красавица", "Тристана", " Скромное обаяние буржуазии", "Призрак свободы", " Этот смутный объект желания". Скончался Бунюэль на чужбине, в Мексике.



В то время, как верхушка католической церкви вкупе с диктаторским режимом Испании негодовали по поводу фильма Луиса Бунюэля, кинокритики во всем мире рассыпали восторженные отзывы в его адрес. Даже вечно брюзгливый Босли Кроузер из The New York Times как безусловные достоинства картины отмечает в своей рецензии:

"На протяжении всей этой драмы шокирующего воспитания этой девушки в реалиях похоти и грубости большей части человечества мы ощущаем жгучий, немилосердный сарказм, направленный на благочестиво изолированный ум, и сильное напряжение осторожной критики социальных условий в Испании....Самый сильный материал в его фильме - жуткие сцены с этими людьми, показывающие, насколько они порочны и презренны. Они хныкают, обманывают, воруют, оскорбляют друг друга, подвергают остракизму и жестокому обращению тех, кто болен тяжелой болезнью, и, наконец, погружаются в дикую пьянку, которая изрядно разрушает это место. ....Неясно, имеет ли в виду сеньор Бунюэль свою картину как отражение всех людей или просто народа Испании, и это не так важно." Правда, Кроузер не был бы Кроузером, если бы не добавил ложку желчи в свой отзыв: "Это уродливый, удручающий взгляд на жизнь. И, честно говоря, это уже вышло из моды."



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт дал фильму высшую оценку - 4 звезды - и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии от 2010 года он отметил:

"Фильм продуманный и контролируемый. ... Элегантно снято: каждый кадр передает что-то конкретное и содержательное... Хотя в фильме не содержится ясного и точного утверждения, но идея Бунюэля о том, что наша низменная природа всегда ждет, чтобы вырваться наружу, передается очень чётко."



По мнению российского кинокритика Станислава Зельвенского

"Вечный мизантроп и антиклерикал Бунюэль здесь максимально жестоко, при минимуме выразительных средств, в строгой, гораздо более классицистичной, чем в его последующих французских работах, манере ставит этому миру двойку. Оплеухой наотмашь он отвечает еще не избытому в те годы итальянскому неореализму с его культом честных бедняков и святых маленьких людей, святость представив как экзальтированную наивность, а бедность - как разлагающий порок, который заставит не только вцепиться в руку дающего, но и с аппетитом ее сжевать."



А один из самых авторитетных российских кинокритиков Сергей Кудрявцев в своей рецензии отметил:

"Критики чаще всего подчёркивали антиклерикальный и даже антирелигиозный пафос постановщика, хотя для него протест против власти церкви и религии не являлся самоцелью. Просто невозможно было бы поведать о пребывании молодой монашки Виридианы - доброй души, жертвенной натуры, чуть ли не ангела во плоти - в том “миру”, где правят бал жестокость, алчность, похоть и всеобщий абсурд, если не показать пронизанную насквозь религиозными предрассудками, богохульственными обычаями и кроваво-макабрическими ритуалами испанскую действительность. Автор оказался великим реалистом, рассказав своего рода “Евангелие от Виридианы”, житие современной святой, которая была оскорблена и поругана безжалостными и грубыми людьми, как и Иисус Христос почти за два тысячелетия до этого."



Александр Федоров предельно лапидарно охарактеризовал фильм, назвав его

"притчей о тщетности усилий благотворительности и милосердия в мире жестокости, порока и нетерпимости".



Современные кинозрители по всему миру очень высоко оценили фильм Луиса Бунюэля "Виридиана". 78% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Луиса Бунюэля "Виридиана" по версии FilmGourmand'а составил 8,632, благодаря чему он занял 272-е место в Золотой Тысяче.



экранизация, классика мирового кино, испанское кино, кино

Previous post Next post
Up