45-летие Этого смутного объекта желания

Aug 17, 2022 00:30


17 августа 1977 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм Луиса Бунюэля "Этот смутный объект желания (Cet obscur objet du désir)". Этот фильм стал последним в творчестве великого режиссёра.





Фильм поставлен по мотивам романа французского писателя Пьера Луиса "Женщина и паяц", опубликованного в 1898 году, и признанного вершиной творчества этого писателя. Бунюэль хотел снять фильм по роману Пьера Луиса ещё в конце 50-х годов и даже планировал поручить главные роли в своём фильме Витторио де Сике и Милен Демонжо. Но продюсеры настаивали на кандидатуре Брижит Бардо (" Истина"). По каким-то причинам Бардо не устраивала Бунюэля, и он отказался снимать этот фильм. Тогда функции режиссёра были переданы Жюльену Дювивье, и в 1958 году на экраны вышел фильм "Женщина и паяц".



Фильм Дювивье с Брижит Бардо в главной роли каких-либо серьёзных успехов ни у зрителей, ни у кинематографического сообщества не добился. Видимо, творческое чутьё Бунюэля оказалось более мощным инструментом, нежели продюсерские расчёты (или просчёты). Однако, когда в 1977 году Бунюэль вернулся к идее экранизации романа Луиса, снова возникли разногласия между ним и продюсерами по поводу исполнительницы главной роли. Но в этот раз решение было принято абсолютно уникальное.



Изначально Бунюэль хотел снимать в роли Кончиты Марию Шнайдер (" Профессия: репортёр"). И Шнайдер даже приступила к работе над ролью. Но, в один прекрасный момент она выбыла из проекта. Существует два объяснения причин этого. Сама Шнайдер объясняет свой уход нежеланием сниматься в обнажённых сценах. Можно было бы в это поверить. Но за 5 лет до того Мария Шнайдер спокойно снималась обнажённой в фильме Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже". Согласно другой версии Мария Шнайдер была просто уволена из-за проблем с алкоголем и наркотиками. Эта версия подкрепляется тем обстоятельством, что за год до съемок фильма Бунюэля Мария Шнайдер была уволена по тем же основаниям из проекта все того же Бертолуччи " Двадцатый век".



На замену Марии Шнайдер продюсер картины Серж Зильберман предложил 22-летнюю, но уже довольно известную испанскую актрису Анхелу Молину. А выбор Бунюэля пал на никому не известную 20-летнюю дебютантку - француженку Кароль Буке. Разногласия были такими острыми, что Зильберман собирался даже закрыть проект. И это несмотря на то, что до этого Бунюэль и Зильберман вместе сотворили три фильма, признанных киношедеврами. И тогда Бунюэль, поначалу в шутку, предложил в порядке компромисса снимать обеих актрис в одной роли. А Зильберман принял предложение всерьёз и согласился.



Через месяц после выхода фильма Луиса Бунюэля "Этот смутный объект желания" на экраны он был представлен гостям и участникам международного кинофестиваля в испанском Сан-Себастьяне. Правда, фильм Бунюэля в конкурсе не участвовал, а лишь закрывал кинофестиваль. Трудно сказать, как повернулось бы дело, если бы "Этот смутный объект желания" участвовал в конкурсе, но сложилось как сложилось: победа на фестивале досталась фильму Никиты Михалкова " Неоконченная пьеса для механического пианино".



Несколькими месяцами спустя, в начале 1978-го года, фильм Луиса Бунюэля был номинирован на американскую премию Золотой Глобус, но предпочтение  Голливудской ассоциации иностранной прессы оказалось на стороне итальянского фильма "Необычный день" режиссёра Этторе Скола, в котором блистали Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Ещё чуть позже "Этот смутный объект желания" получил номинацию на премию Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке, но и Американская киноакадемия предпочла другой фильм, а именно французскую картину "Вся жизнь впереди" режиссёра Моше Мизрахи с Симоной Синьоре в главной роли. В том же 1978 году Луис Бунюэль был номинирован на французскую премию Сезар в категории Лучший режиссёр, но и здесь победа досталась другому - режиссёру фильма "Провидение" Алену Рене.



Если серьёзных фестивальных успехов последний фильм в творчестве Бунюэля не снискал, то у критиков он получил всеобщее высокое признание. Так, Винсент Канби из The New York Times, оценивший фильм 5-тью баллами из 5-ти, писал в своей рецензии от 9 октября 1977 года: "триумфально смешной и мудрый «Этот смутный объект желания» с таким совершенным контролем и точностью производит эффект волшебного очищения ума."



Роджер Эберт, тоже оценивший фильм по максимуму - 4-мя звёздами из 4-х, в рецензии от 31 марта 1978 года написал: "Бунюэль, конечно, упражняется в собственном сухом и совершенно оригинальном остроумии. Его фильм наполнен маленькими, забавными штрихами, крошечными особенностями поведения, моральной анархией, цинизмом по отношению к человеческой натуре, который почему-то кажется в его руках почти веселым."



Советским кинозрителям пришлось ждать перестроечных времён, чтобы увидеть этот фильм. Потому и рецензии отечественных кинокритиков появились значительно позже. Так, через 30 лет после выхода фильма на экраны Сергей Кудрявцев, оценивший фильм 9,5 баллами по 10-балльной шкале, написал: "Последний фильм великого испанца Луиса Бунюэля блистательно доказывает, что он был молод, неистощим на выдумку, задирист, язвителен и бунтарски настроен и в свои семьдесят семь лет."



Что касается оценки последнего фильма Луиса Бунюэля простыми кинозрителями, то 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Этот смутный объект желания" по версии FilmGourmand'а составил 8,264, что позволило ему занять 435-е место в Золотой Тысяче.



экранизация, французское кино, шедевры мирового кино, луис бунюэль, кино

Previous post Next post
Up