День рождения Детей райка

Mar 09, 2021 22:14


Есть такое выражение: "Когда говорят пушки, музы молчат". Трудно сказать, кто именно извратил изначальное выражение Марка Туллия Цицерона "когда гремит оружие, законы молчат", но можно считать, что Марсель Карне совершенно опроверг это выражение. И сделал это, сняв фильм "Дети райка" в, казалось бы, совершенно непригодных для творчества условиях.





Фильм был задуман в конце 1942 года, когда Франция была оккупирована нацистской Германией. Марселю Карне, благодаря содействию продюсера Андре Польве, удалось привлечь финансирование как со стороны Франции, так и со стороны Италии. Более того, фильм получил "благословение" Бенито Муссолини. Именно благодаря этому, а также вследствие мечты Геббельса поставить французский кинематограф на службу нацистской Германии, германские оккупационные власти разрешили съемки фильма в самом Париже, которые начались в 1943 году.



Однако, вскоре союзные войска освободили Италию от нацистов, и, как следствие, финансирование со стороны Италии прекратилось. Съемки фильма были приостановлены. Через некоторое время финансовые источники были найдены, и съемки возобновились, но возникли проблемы с продюсером: нацистские власти обнаружили у него еврейские корни. Снова на некоторое время работа над фильмом была прекращена.



Удивительно, как вообще Карне мог работать с чрезвычайно разнородным составом съемочной группы. С одной стороны, художник и композитор картины, евреи по национальности, были вынуждены скрываться и общаться с режиссёром через посредников. С другой стороны, один из актеров - Робер Ле Виган - был осведомителем гестапо (кстати, и персонаж, которого он играл, был тоже стукачом), а исполнительница главной роли - Арлетти (настоящее имя - Леони Батиа) - была любовницей немецкого офицера. В массовых сценах было занято немало участников Сопротивления, которые использовали съемки для своих встреч и совещаний.



После высадки союзников в Нормандии в июле 1944 года возобновившиеся было съемки снова были прерваны. На этот раз намеренно. Марсель Карне хотел, чтобы премьера фильма состоялась во Франции, свободной от оккупантов, и начал всячески тормозить работу. Этому намерению в некоторой степени способствовал тот факт, что руководство Сопротивления приговорило Робера Ле Вигана к смертной казни, и тот, узнав об этом, бежал. Пришлось "потратить" время на поиск замены. Замена, в конце концов, была найдена в лице Пьера Ренуара, сына великого художника Огюста Ренуара и брата не менее великого кинорежиссёра Жана Ренуара (« Великая иллюзия», « Правила игры»).



Следствием этих многочисленных перерывов в съемках фильма явилось значительное, более чем в 2 раза, превышение стоимости производства фильма над первоначально запланированным бюджетом в 26 миллионов франков. Фильм, производство которого обошлось его создателям в 55 миллионов франков, стал самым дорогим в истории кинематографа Франции на тот момент.



Как бы то ни было, 9 марта 1945 года фильм "Дети райка" вышел на экраны кинотеатров Парижа, освобожденного к тому времени от нацистских оккупантов. Как и хотел Марсель Карне. Но исполнительницы главной роли - Арлетти - на премьере не было: за связь с немецким офицером она была приговорена к 18 месяцам тюремного заключения.



Учитывая время появления фильма, можно понять причину отсутствия у него каких-то серьёзных фестивальных достижений. Но о признании этого фильма кинематографическим сообществом можно судить по следующим высказываниям. Марлон Брандо сказал о фильме:

"Боже мой, какая замечательная картина была "Дети райка"! Возможно лучший фильм, когда-либо сделанный."

А Франсуа Трюффо так оценил этот фильм Марселя Карне:

"Я снял 23 фильма, но отдал бы все за то, что бы снять "Дети райка".



Кинокритики также очень высоко оценили фильм. Достаточно сказать, что Роджер Эберт оценил его 4-мя звездами, т.е., по максимуму, и включил в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии 2002 года, т.е., более полувека спустя после выхода фильма на экраны, он отметил, что

"лишь немногие достижения в мире кино могли бы сравниться с "Детьми райка"".

При этом Эберт подчеркивает особую заслугу Марселя Карне:

"Карне был ведущим французским режиссером десятилетия 1935-1945 гг., Но для создания этого амбициозного костюмированного фильма в военное время требовалось нечто большее, чем талант и влияние; это требовало безрассудной смелости."



А до того, в 1995 году, через 40 лет после премьеры фильма, по результатам голосования 600 ведущих киноэкспертов Франции фильм был признан самым лучшим фильмом французского кинематографа.



Современные кинозрители также весьма высоко оценивают этот фильма Марселя Карне: более 74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили ему оценки от 8 до 10.



С учетом сказанного выше, рейтинг фильма "Дети райка", по версии FilmGourmand'а, составил 8,218, что позволило фильму занять 468-е место в Золотой Тысяче.



Previous post Next post
Up