8 марта 1996 года в США в ограниченный прокат (такое тоже бывает) вышла чёрная криминальная комедия братьев Коэнов "Фарго". Месяц спустя этот комедийный триллер, как его иногда называют, вышел в широкий прокат в США и Канаде, а ещё месяц спустя был представлен на Каннском международном кинофестивале.
В Каннах "Фарго" получил номинацию на высшую награду - Золотую Пальмовую Ветвь. Но жюри кинофестиваля под председательством Фрэнсиса Форда Коппола отдало предпочтение британской картине "Тайны и ложь" режиссёра Майка Ли. Участь относительного неудачника вместе с фильмом "Фарго" разделили ещё 21 фильм, в том числе фильм
Ларса фон Триера "Рассекая волны". Но картины Триера и братьев Коэнов без наград не остались: фильм Триера наградили Гран-при жюри, фильму братьев Коэном присудили премию за Лучшую режиссуру. Правда, получил её только один из братьев - Джоэл.
В начале 1997 года "Фарго" получил 4 номинации на премию Золотой Глобус. Но дальше номинаций дело не пошло. В одной из важнейших номинаций - Лучший комедийный фильм или мюзикл - фильм братьев Коэнов уступил мюзиклу Алана Паркера "Эвита". Внимание! ФИЛЬМ, В КОТОРОМ ВО ВСЕХ ПОДРОБНОСТЯХ ПОКАЗАНО, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, 6 УБИЙСТВ, И КРОВЬ БЬЁТ ФОНТАНОМ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, ПО МНЕНИЮ ГОЛЛИВУДСКОЙ АССОЦИАЦИИ ИНОСТРАННОЙ ПРЕССЫ, ЯВЛЯЕТСЯ КОМЕДИЕЙ! ИЛИ МЮЗИКЛОМ. В номинации Лучший режиссёр Джоэл Коэн уступил
Милошу Форману, поставившему фильм "Народ против Ларри Флинта". В компании с Коэном оказался Энтони Мингелла, режиссёр фильма "Английский пациент".
Чуть позже фильм "Фарго" получил 7 номинаций на премию Оскар и победил в двух из них. Оскар за Лучший оригинальный сценарий достался братьям Коэнам, а Оскар за Лучшую главную женскую роль - супруге Джоэла Коэна замечательной актрисе Фрэнсис МакДорманд. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучшая режиссура - "Фарго" и Джоэл Коэн уступили, соответственно, "Английскому пациенту" и Энтони Мингелле.
В том же 1997 году "Фарго" получил 6 номинаций на британскую премию БАФТА, но получил только одну награду - Премию Дэвида Лина за Лучшую режиссуру. В номинации Лучший фильм британские киноакадемики, так же как и американские, отдали предпочтение "Английскому пациенту". И ещё одну престижную кинопремию получил фильм братьев Коэнов на Европейском континете - датскую премию Бодиль в номинации Лучший американский фильм. А вот номинацию на французскую премию Сезар фильм Фарго уступил картине Ларса фон Триера "Рассекая волны".
Восприятие фильма кинокритиками было весьма неоднозначным. Большинство критиков посвятило фильму вполне комплиментарные отзывы. Но среди наиболее известных профессиональных критиков было немало таких, кто отозвался о фильме весьма негативно. Например, Джонатан Розенбаум из Chicago Reader написал в своей
рецензии:
"Хотя Коэны сочетают свое обычное насмешливое развлечение по отношению к своим персонажам с определенной привязанностью и снисходительной признательностью к некоторым из местных мужиков, их хорошо отточенное антигуманистическое видение остается таким же мрачным, как и всегда....Может быть, это и шедевр своего рода, но я чувствую себя облитым помоями."
Дэйв Кер из New York Daily News в
рецензии, озаглавленной "Жестокое "Фарго" - брутально несмешная сатира" написал:
"От ракурсов камеры до декораций все рассчитано на то, чтобы зритель чувствовал себя выше и умнее неуклюжих, занудных персонажей на экране. Увы, это единственное, что Коэны делают с непревзойденным мастерством."
А гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму "Фарго" две рецензии, в обеих оценил фильм максимальными 4-мя звездами, включил его в свой список "Великих фильмов". В
рецензии, опубликованной буквально в первый день демонстрации фильма, он написал:
"«Фарго» начинается с абсолютно точного показа жизни маленького городка среди холодных зимних пейзажей Миннесоты и Северной Дакоты. А затем в показанной истории чередуются сатира, комедия, саспенс, насилие. И так до тех пор, пока не становится ясным, что это - один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел."
Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев, оценивший фильма братьев Коэнов довольно скромными 6-тью баллами по 10-балльной системе, в своей
рецензии как бы сближает и объединяет крайние суждения:
"«Фарго» ... максимально арт-корректен, намеренно выдержан не только до финального кадра..., но и до самого последнего титра в эстетике «простого кинематографа», в духе ранних бесхитростных кинопримитивов двух других братьев - Люмьер. ... одновременно напоминает и жалкие инсценировки реальных случаев в американской телепередаче «Телефон спасения 911», и какой-либо заштатный советский детектив о «буднях уголовного розыска» где-нибудь в сибирской тайге."
Безусловно, каждый кинозритель имеет полное право составить свое собственное мнение об этом фильме, его достоинствах и недостатках. Мы бы хотели обратить внимание на одну особенность фильма, которую, наверное, не все замечают. Особенно, это касается тех, кто не очень любит читать титры к фильмам или не отличается терпением, чтобы досмотреть финальные титры до конца. Так вот. Фильм начинается со следующего уведомления:
"Это правдивая история. События, изображенные в этом фильме, происходили в Миннесоте в 1987 году. По просьбе выживших имена были изменены. Из уважения к мертвым остальное было сказано в точности так, как это произошло."
Это уведомление породило во многих жителях Миннесоты уверенность, что история, изложенная в фильме, была вдохновлена неким Т. Юджином Томпсоном, адвокатом из города Сент-Пол, который был осужден за то, что нанял человека для убийства своей жены в 1963 году недалеко от родного города Коэнов Сент-Луис-Парк. Однако Коэны всегда утверждали, что слыхом не слыхивали о Томпсоне.
Это отрицание Коэнов использования истории Т. Юджина Томпсона в качестве отправной точки создания сценария фильма "Фарго" побудило известный интернет-ресурс snopes.com, позиционирующий себя как "надежный источник в Интернете для определения того, что правда, а что полная ерунда", провести собственное расследование, итогом которого явилось
предположение, что
"Фарго" был «вдохновлен» некоторыми реальными происшествиями, в первую очередь исчезновением Хелле Крафтс, датской бортпроводницы, из ее дома в Ньютауне, штат Коннектикут, в 1986. Муж Хелли, Ричард (против которого она начала бракоразводный процесс), был в конце концов арестован, предан суду и признан виновным в ее убийстве: полиция предположила, что Ричард Крафтс ударил свою жену без сознания в их спальне тупым предметом, а затем поместил ее тело в морозилку. Позже он вынул ее тело из морозильника, порубил его бензопилой, пропустил куски через дробилку для древесины и разбросал останки в ближайшей реке и вокруг нее."
Действительно, похоже.
Но теперь давайте вспомним, что в самом последнем из финальных титров фильма, досмотреть до которого отваживается далеко не каждый, говорится:
"Персонажи и события, изображенные в этом фильме, вымышлены. Никакое сходство с реальными людьми, живыми или мертвыми, не предполагается и не должно предполагаться."
И вот уже четверть века известные шутники и мистификаторы братья Коэны не дают прямого ответа на вопрос, имеют ли персонажи и события "Фарго" реальные прототипы и аналоги или являются полностью плодом воображения братьев.
Как бы то ни было, зрители во всём мире достаточно высоко оценили творение братьев Коэнов. Об этом свидетельствуют как финансовые показатели картины, так и рейтинги, выставленные пользователями IMDB и Кинопоиска. При бюджете в 7 миллионов долларов картина по всему миру собрала более 60 миллионов долларов, т.е., почти в 9 раз больше, чем стоила сама. Что характерно, в США фильм собрал лишь 40% этой суммы, остальное - за пределами Америки. Что касается зрительских рейтингов, то 71% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10.
С учетом сказанного, рейтинг фильма "Фарго" братьев Коэнов по
версии FilmGourmand'а составляет 9,184, благодаря чему он занимает 126-е место в
Золотой Тысяче.