"Ему" - 70 лет

Jul 09, 2023 19:04


9 июля 1953 года в кинотеатрах Мексики вышел фильм Луиса Бунюэля «Он». Незадолго до этого, в апреле того же года, этот фильм был представлен на Каннском международном кинофестивале, где его показ вызвал скандал.





Напомню, что Луис Бунюэль, придерживавшийся левых взглядов и, возможно, даже состоявший в Коммунистической партии, был вынужден покинуть Испанию после поражения республиканцев в Гражданской войне в Испании в 1937 году. Около десяти лет он скитался между Францией и США в поисках наиболее выгодных условий для своей работы. Наконец, в 1946 году он поселился в Мексике, где в то время был настоящий кинематографический бум. В период с 1947 по 1953 год снял 9 фильмов. В основном эти фильмы относились к так называемым «легким жанрам»: комедии, мелодрамы, приключения. Но деньги, которые Бунюэль заработал на этих фильмах, позволили ему создать такие шедевры, как, например, « Забытые». В 1953 году он закончил съемки фильма «Робинзон Крузо» по известному роману Даниэля Дефо. Но с выходом этой картины на экраны произошла задержка на неопределенный срок. И в этот момент его попросили сделать экранизацию романа Мерседес Пинто «Él».



Мерседес Пинто, родившаяся в знатной и богатой семье на Канарских островах в 1889 году, очень рано прославилась как поэтесса и активистка феминистского движения. После того, как в 1923 году она прочитала лекцию «Развод как гигиеническая мера» в Центральном университете Мадрида, Примо де Ривера, недавно совершивший государственный переворот и установивший в Испании диктаторский режим, изгнал молодую феминистку из страна. Пинто переехала в Уругвай, где в 1926 году опубликовала свой роман «Él».



Наряду с литературной работой Мерседес Пинто вела активную общественно-политическую деятельность практически во всех странах Латинской Америки, от Чили до Кубы. Основными направлениями этой деятельности были защита прав женщин, рабочего класса и модернизация образования. В 1943 году Пинто поселилась в Мексике со своими тремя детьми. Дети Пинто очень быстро нашли себя в мексиканском кинематографе. И они не только нашли себя, но и достигли значительных высот в мексиканском кинематографе. Именно они, хорошо знакомые с Бунюэлем по профессиональной деятельности, предложили Бунюэлю экранизировать роман их матери.



Сюжет романа Мерседес Пинто был навеян историей её первого замужества. В 20 лет Пинто вышла замуж за капитана ВМС Хуана де Форонда-и-Кубильяса, который, как позже выяснилось, страдал психическим заболеванием. Лишь через 10 лет Мерседес Пинто смогла поместить своего мужа в психиатрическую клинику и на этом основании развестись. История главного героя романа Пинто привлекла Луиса Бунюэля тем, что он отмечал признаки параноидальной ревности и у себя, и у мужа своей сестры Кончиты.



Фильм был снят за три недели. Впрочем, продолжительность съемок в 2-3 недели для мексиканского кинематографа того периода была вполне обычной. Премьера фильма, как было сказано выше, состоялась на Каннском кинофестивале. Трудно сказать, произошло ли случайное совпадение, или чей-то злой умысел, но аудитория в зале на премьере фильма Бунюэля в основном состояла из ветеранов войны, которые пришли на какой-то военно-патриотический фильм. Картину "Он" они встретили свистом и улюлюканьем. (Попутно отмечу, что победителем на том Каннском кинофестивале стал фильм Анри-Жоржа Клузо " Плата за страх".) Но и позже, уже при обычных просмотрах в мексиканских кинотеатрах демонстрация фильма сопровождалась смехом и свистом. Короче, фильм провалился и прессе, и в прокате. Однако, это не помешало Альфреду Хичкоку после просмотра фильма "Он" объявить себя поклонником Бунюэля и в своей картине "Головокружение" фактически заимствовать некоторые сцены из фильма "Он".



Постепенно отношение зрителей и кинокритиков к фильму Бунюэля "Он" менялось. В конце 60-х годов состоялся повторный выпуск картины на экраны. У большинства кинокритиков появилось понимание, что главный посыл этого фильма, как, например, считает известный американский критик Джонатан Розенбаум, это

"пародия на мачизм,  что "главный герой, вдохновлённый маркизом де Садом, желающий зашить влагалище своей жены, всего лишь ширма для антиклерикальных выпадов".



Аргентинский кинокритик Эмилиано Фернандес называет фильм

"не только одним из величайших шедевров Бунюэля, но и работой,... предвосхищающей многие из его любимых тем позднего французского периода, таких как обветшание христианства, подавление сексуальных отношений, беспредел капитализма, религиозное/социальное ханжество, фетишизм, притворство любовной одержимости и вообще появление западных монстров, способных к тотальному контролю и «освященных» рынком, обществом и католической церковью."

По общему мнению большинства кинокритиков фильм "Он", наряду с картиной "Забытые", представляет собой вершину мексиканского периода творчества Луиса Бунюэля.



Современный кинозритель оценивает фильм "Он" гораздо выше, чем зритель 50-х годов прошлого века. 64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Луиса Бунюэля "Он" по версии FilmGourmand'а составил 7,81, что позволило ему войти в Золотую Тысячу и занять в ней 967-е место. И - да - в Советском Союзе фильм не демонстрировался. Как и большинство шедевров Бунюэля.



ревность, экранизация, шедевры мирового кино, паранойя, луис бунюэль

Previous post Next post
Up