Три четверти века Германия, год нулевой

Jul 10, 2023 12:44


10 июля 1948 года на международном кинофестивале в швейцарском Локарно состоялась премьера фильма Роберто Росселлини "Германия, год нулевой". Этот фильм завершил так называемую "военную трилогию" Роберто Росселлини, начатую фильмом " Рим, открытый город".





Название своему фильму Роберто Росселлини заимствовал из названия эссе французского философа Эдгара Морена, которое было написано в 1945-1946 годах. 25-летний Эдгар Морен в те годы был главой отдела «пропаганды» французского военного правительства в Баден-Бадене и членом Коммунистической партии. К написанию этого эссе Морена подтолкнуло заявление Сталина, что "Гитлер уходит, а немецкий народ остается", сделанное на фоне всеобщей ненависти победивших союзников к немецкому народу.



Росселлини посвятил фильм своему сыну Романо, который в 1946 году в возрасте 8 лет умер после экстренной операции по поводу воспаленного аппендикса. Выбор актёра Эдмунда Мешке на главную роль в этом фильме был обусловлен тем обстоятельством, что он был очень похож на Романо Росселлини.



Съемки начались в Берлине 15 августа 1947 года и осуществлялись без утвержденного сценария. Росселлини поручил актерам, многие из которых к тому времени не имели опыта съемок в кино, импровизировать свои диалоги. Во время съемок на улицах Берлина Росселлини был поражен безразличием к съемочной группе со стороны людей на улицах, которые были слишком озабочены попытками добыть еду и выжить. В середине сентября натурные съемки в Берлине завершились, и 26 сентября 1947 года производство было перенесено в Рим, чтобы снимать сцены внутри помещений.



Когда немецкие актеры прибыли в Рим, им пришлось ждать до ноября, поскольку декорации для фильма еще не были построены. Изголодавшиеся в опустошённой Германии актёры накинулись на итальянскую пасту, чего у себя на родине они себе позволить не могли. В результате к ноябрю все набрали вес, и съемки пришлось отложить до тех пор, пока они не похудеют до своего первоначального веса и, соответственно, внешнего облика, который они имели во время съемок в Берлине. Для этого их посадили на строжайшую диету. После завершения съемок в Риме большинство из них не захотело возвращаться в Берлин, а некоторые попросту сбежали в итальянскую сельскую местность.



Даже с учетом всех выше описанных перипетий окончательный бюджет фильма составил 115 000 долларов (эквивалент нынешних 1,6 миллиона долларов).



На фестивале в Локарно фильм получил две премии: Гран-при как Лучший фильм и премию за Лучший сценарий. В других фестивалях фильм не участвовал.



Что касается оценок кинокритиков, то они оказались весьма неоднозначными. Как обычно, самую едкую рецензию выдал в сентябре 1949 года кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер. В этой рецензии он, в частности, отметил:

"В этом фильме присутствует странная пустота искренних чувств...То, что могло бы быть ужасно трогательной историей гибели 12-летнего мальчика, окруженного родственниками и соратниками в самом жалком деградированном состоянии, становится в холодном накоплении камерой грязных подробностей немногим более чем буквальным (и удручающим) изложением рядового случая....Может быть, «Германия, год нулевой» - безупречный социальный документ. Конечно, его изобразительное великолепие и его социальные детали предполагают, что это так. И, конечно же, его персонажи ... являются заслуживающими доверия реликвиями неисчислимых потерь войны. Но суммарным эффектом презентации является чувство мрачного дискомфорта и отчаяния, не облегчаемое никакой чисткой эмоций."



В Германии впервые фильм был показан только в 1952 году, и то, только на закрытом кинопоказе в Мюнхенском киноклубе. Широкой немецкой публике фильм стал известен только в 1978 году, после его показа по телевидению. Впрочем, в советских кинотеатрах фильм Роберто Росселлини "Германия, год нулевой" тоже не демонстрировался.



Несмотря на то, что со времени выхода фильма Роберто Росселлини "Германия, год нулевой" на экраны прошло более 70 лет, современные кинозрители оценивают его весьма высоко. 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Роберто Росселлини "Германия, год нулевой" по версии FilmGourmand'а составил 8,242, что позволило ему занять 455-е место в Золотой Тысяче.



послевоенная германия, итальянское кино, шедевры мирового кино, итальянский неореализм

Previous post Next post
Up