Итальянский неореализм. Первый фильм

Sep 24, 2022 01:00


24 сентября 1945 года в Риме состоялась премьера фильма Роберто Росселлини "Рим, открытый город".





Роберто Росселлини, будучи сыном владельца первого в Риме кинотеатра, с детства был так или иначе связан с кино, перепробовав себя в разных профессиях кинопроизводства. В годы фашистской диктатуры Бенито Муссолини, будучи дружен с его сыном, Роберто Росселлини работал в официальной киноиндустрии. В период фашистской диктатуры Росселлини снял 6 короткометражных и 3 полнометражных художественных фильма, в основном, воспевавших подвиги солдат итальянской фашистской армии на фронтах Второй мировой войны, в том числе и в Советском Союзе (например, фильм «Человек с крестом» 1943-го года).



В 1944 году, сразу после разгрома, нанесенного союзническими армиями итало-германским вооруженным силам, Росселлини неожиданно «прозрел», по некоторым сведениям, уничтожил копии некоторых своих фильмов, снятых при Муссолини, и, как и вся Италия в одночасье развернувшая свои штыки на 180 градусов, тоже "развернул свою кинокамеру и сменил на ней оптику".  Короче, Росселлини задумал в спешном порядке создать антифашистский фильм.



Однако, финансировать творчество режиссёра, известного своей апологетикой муссолиниевского милитаризма, в ожидании прихода войск союзников, никто не хотел. Помог случай: одна пожилая и богатая римлянка обратилась к Росселлини с просьбой увековечить в форме документального фильма память её знакомого католического священника Дона Пьетро Моросини, который был расстрелян гестапо за связь с итальянскими партизанами.



Финансовые средства пожилой римлянки были хоть и значительны, но всё же ограничены. Поэтому при создании фильма пришлось ориентироваться на тех, кто готов был сотрудничать на общественных началах, в первую очередь, на друзей. Работу над сценарием начал известный к тому времени деятель итальянского кино Серджио Амидеи. Но Амидеи, хоть и имел богатый опыт написания сценариев, но в основном специализировался на переработке классических романтических пьес в киносценарии. Поэтому Росселлини обратился за помощью к своему другу Федерико Феллини, который к тому времени был уже известен как сценарист, но ещё не решался начать свою режиссёрскую деятельность.



Феллини далеко не сразу согласился участвовать в создании сценария. Дело в том, что в подготовленном к тому времени силами Амидеи и Росселлини наброске сценария большое внимание уделялось борьбе итальянского Сопротивления и одного из его лидеров Джорджо Манфреди, имевшего реальный прототип в лице коммуниста Челесте Негарвиля. Феллини вообще отрицательно относился к деятельности итальянского Сопротивления, особенно, в самые последние месяцы присутствия германских нацистов в Италии. Феллини считал, что дни нацистов в Италии сочтены, что союзнические войска вот-вот уничтожат или прогонят германскую армию с Апеннин, а акции Сопротивления лишь провоцируют нацистов на жестокие репрессии в отношении мирного населения. Каким-то образом Росселлини удалось уговорить Феллини, но на условиях, что Феллини сосредоточится исключительно на сюжетной линии Дона Пьетро Пеллегрини, прообразом которого был упомянутый выше Дон Пьетро Моросини.



В связи со скудостью бюджета съемки фильма осуществлялись в реальных условиях полуразрушенного Рима, в котором всего лишь за 2 месяца до съемок шли бои. Большинство ролей исполнялись непрофессиональными актерами, а в массовых сценах использовались пленные немецкие солдаты. Перед началом съемок Роберто Росселлини подписал контракт на распространение с Artisti Associati, итальянской компанией, которая занималась распространением фильмов американской кинокомпании United Artists ещё с довоенных времён. Однако компания отказалась выполнять свои обязательства, утверждая, что фильм получился и не документальный, и не игровой. Настоящей причиной отказа от выполнения обязательств было неодобрение быстрой смены политической ориентации его режиссёра и предположение о таком же отношении к режиссёру со стороны большинства итальянских кинозрителей. Росселини удалось заключить договор с компанией Minerva Films, которая всё-таки выпустила фильм на экраны.



Но за пределами Италии фильм был воспринят восторженно. Первой страной в которой был показан этот фильм после Италии, были США. Причём, попал этот фильм в США отнюдь не по официальным каналам. Судьба буквально свела Росселлини с рядовым американской армии Родом Гейгером, который в своей казарменной сумке вывез барабаны с плёнкой в Америку. А в награду получил упоминание своего имени в качестве одного из продюсеров картины. Впоследствии этот эпизод даже послужил причиной судебного разбирательства. Дело в том, что Федерико Феллини в своих мемуарах в 60-х годах написал, что Гейгер никаким продюсером не был, а был просто полупьяным солдатом, выполнившим роль обычного курьера. Гейгер на это обиделся и подал на Феллини в суд. Доводом Гейгера против слов Феллини был тот факт, что и в следующем фильме Росселлини - "Земляк" 1946-го года  - он снова числился со-продюсером. Видимо, именно такая договоренность была между Росселлини и Гейгером.



Как бы то ни было, 25 февраля 1946-го года состоялась премьера фильма "Рим, открытый город" в Нью-Йорке. И, само собой, буквально на следующий день после его премьеры, кинообозреватель The New York Times Бозли Кроузер опубликовал свою прямо-таки восторженную рецензию на фильм. В ней он назвал фильм Росселлини "одним из самых сильных драматических фильмов о недавней войне". Как безусловное достоинство фильма он отметил то, что в нём "гнев, мрачный и решительный, против немцев и коллаборационистов пульсирует в каждой сцене и в каждом кадре...И все же этот гнев не является отчаянным или истеричным; это явный гнев тех, кто хорошо знал о жестокости и бесчеловечности людей, являющихся их противниками. Это гнев, абсолютно рассудочный и осознанный."



Вместе с хвалебными эпитетами в адрес фильма Кроузер констатирует явную поспешность, с какой был сотворён этот фильм. Кроме того, он называет "странной иронией" тот факт, что этот антинацистский фильм сделан не где-нибудь, а именно в Италии, родине фашизма.



Восторженными оценками по поводу фильма Росселлини были наполнены рецензии и других американских кинокритиков. С этим шлейфом хвалебных отзывов фильм "Рим, открытый город" был представлен на Первом Каннском международном кинофестивале 1946 года, где получил Гран-при. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что решением жюри под председательством французского историка Жоржа Юисмана, по инициативе которого был учреждён Каннский кинофестиваль, кроме фильма Росселлини ещё десять фильмов были удостоены Гран-при на этом фестивале. В том числе, например, советский фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера, американский фильм " Потерянный уик-энд" Билли Уайлдера, британская картина " Короткая встреча" Дэвида Лина. Но и номинантов было 44. Т.е., победителем был признан каждый четвёртый участник. Типа, "всем сестрам по серьгам". Кстати, в состав того жюри входил знаменитый советский кинорежиссёр Сергей Герасимов.



После такого международного признания только что созданная в 1946 году Итальянская национальная ассоциация киножурналистов наградила картину своей премией "Серебряная лента". Такую же премию получила Анна Маньяни (" Самая красивая", " Мама Рома") за роль второго плана. Эта награда моментально сделала Актрису кинозвездой первой величины.



В начале 1947-го года фильм "Рим, открытый город" был номинирован на премию Оскар. Правда, только в одной номинации - Лучший оригинальный сценарий. Ведь номинации "Лучший фильм на иностранном языке" тогда ещё не существовало. Номинантами были объявлены Серджио Амидеи и Федерико Феллини. Но Оскар им не достался, поскольку был присуждён Роберту Шервуду, сценаристу фильма " Лучшие годы нашей жизни" режиссёра Уильяма Уайлера.



И вот, с учетом перечисленных достижений картины "Рим, открытый город" кинокритиками было принято решение, что этот фильм положил начало направлению в кинематографе, которое получило название "итальянский неореализм", а Роберто Росселлини был провозглашен родоначальником этого направления.



В Германии этот фильм, несмотря на все его достоинства, находился под запретом вплоть до 1960-го года. А после 60-го года демонстрировался в кинотеатрах Германии с вырезанной 15-минутной сценой жестоких истязаний гестаповцами бойца итальянского Сопротивления. Впрочем, в советских кинотеатрах фильм тоже не демонстрировался.



Не только американскими кинокритиками был высоко оценен первый фильм "итальянского неореализма". Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев поставил фильму Р.Росселлини 10 баллов по 10-балльной шкале и написал в своей рецензии: "“Рим - открытый город” следует считать подлинным и, возможно, единственным фильмом в духе неореализма. Потому что он более точно в художественном и идеологическом плане являл собой образец новой правды о действительности. Эпичен, как документ борьбы Движения сопротивления, где действовали рядом католический священник Дон Пьетро Пеллегрини и коммунист-подпольщик Луиджи Феррари, пользовавшийся именем Джорджо Манфреди. ...Произведение Росселлини величественно в качестве фрески итальянской жизни в конце войны. И оно философично - как история извечной борьбы добра со злом. Его герои не просто типичны, наподобие персонажей остальных неореалистических картин. Они - словно обобщающие символы. И в этом смысле - герои философской трагедии."



Не менее восторженный отзыв дал на фильм "Рим, открытый город" другой российский кинокритик Евгений Нефёдов: "Несмотря на трагическую развязку, фильм производит жизнеутверждающее впечатление, превознося величие человеческого духа, служащего истинным залогом победы. Бесконечно добрый и чуть нелепый, синьор Пеллегрини останется на всю жизнь непререкаемым моральным авторитетом и образцом для подражания для своей юной паствы - ватаги мальчишек, по недосмотру палачей ставших свидетелями его казни."



Современные кинозрители оценили фильм “Рим - открытый город”, скорее всего, гораздо выше, чем это сделали итальянские зрители в 1945 году. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг этого фильма по версии FilmGourmand'а составляет - 8,622 и занимает он 274-е место в Золотой Тысяче.



Кино, вторая мировая война, итальянское кино, шедевры мирового кино, итальянский неореализм

Previous post Next post
Up