Юбилей Мамы Ромы

Aug 31, 2022 13:52


31 августа 1962 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Пьера Паоло Пазолини "Мама Рома".





Идея фильма родилась благодаря стечению двух обстоятельств. В декабре 1959 года 19-летний юноша по имени Марчелло Элизеи умер в главной римской тюрьме Регина Коэли, будучи привязанным к тюремному столу. Это событие вызвало огромный резонанс в среде интеллектуалов-коммунистов, к каковым относился Пьер Паоло Пазолини, и он задумал отразить этот случай в одном из будущих своих сценариев. В 1961 году Пазолини снял свой первый фильм как кинорежиссёр - " Аккаттоне" - пользовавшийся большим успехом у зрителей, кинокритиков, кинематографического сообщества. Великая итальянская актриса Анна Маньяни, посмотрев дебютную картину Пазолини, обратилась к режиссёру-дебютанту с просьбой сделать фильм с нею в главной роли. В течение трех недель Пазолини написал сценарий, в котором объединил свою задумку с реализацией просьбы Маньяни. Так родился сценарий фильма "Мама Рома".



Сразу же по завершении работы над сценарием Пазолини приступил к съемкам фильма. Придерживаясь принципов итальянского неореализма, Пазолини пригласил для участия в своем фильме непрофессиональных актёров, которые никогда не снимались в кино, либо снимались только в его фильме "Аккаттоне", как, например, Франко Читти. Читти снова пришлось играть роль сутенёра. Вполне вероятно, эта роль досталась Франко Читти не случайно, а по той причине, что он был знаком с криминальным миром Италии. Вот и во время съемок фильма "Мама Рома" Читти за какое-то мелкое преступление получил тюремный срок, правда, непродолжительный. Пазолини, не желавший менять актёра, к которому привык ещё со съемок "Аккаттоне", приостановил съемки и терпеливо ждал освобождения актёра.



Анна Маньяни оказалась единственной профессиональной актрисой на съемочной площадке. И не просто профессиональной актрисой, но настоящей звездой мирового уровня. К моменту начала работы над фильмом "Мама Рома" в фильмографии Анны Маньяни насчитывалось более 40 киноролей, включая роли в таких шедеврах, как " Рим, открытый город" Роберто Росселлини и " Самая красивая" Лукино Висконти. У Пазолини же к этому времени был достаточно богатый опыт сценариста - он принимал участие к этому моменту в создании сценариев к 13 фильмам, в том числе к шедеврам Федерико Феллини " Ночи Кабирии" и " Сладкая жизнь". Но режиссёрский опыт Пазолини измерялся только одним фильмом.



Такой дисбаланс кинематографического опыта приводил к определённым сложностям, в частности, к тому, что Маньяни вмешивалась абсолютно во все аспекты производства фильма и, в то же время, не принимала ничьих мнений относительно трактовки образа, который она играла. На это обратили внимание практически все кинокритики. В частности, кинообозреватель The New York Times Джанет Маслин свою рецензию начала словами: "В аду нет такой ярости, как у "Мамы Ромы", настоящей мегеры, которую так бурно сыграла Анна Маньяни в потрясающем фильме Пьера Паоло Пазолини 1962 года."



Как бы то ни было, несмотря на все сложности фильм был завершён, но едва не был запрещён ещё до выхода на экраны. 13 августа 1962 года некоторыми организациями фашистского толка была подана жалоба в суд, в которой утверждалось, что фильм Пазолини «оскорбляет хорошие нравы» и «противоречит здравому смыслу морали из-за непристойного содержания, противоречащего общественной порядочности». Пять дней, пока шло рассмотрение жалобы в суде, съемочная группа находилась в напряжённом ожидании. В конце концов, жалоба была отклонена мировым судьей.



На Венецианском кинофестивале фильм "Мама Рома" был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Но жюри кинофестиваля под председательством итальянского кинематографиста Луиджи Кьярини сочло более достойными этой премии два других фильма: "Семейная хроника" Валерио Дзурлини и " Иваново детство" Андрея Тарковского. Компанию относительных неудачников картине Пазолини составил, среди прочих, фильм Жан-Люка Годара " Жить своей жизнью".



Фашисты, которые не смогли добиться судебного запрета фильма, попытались отыграться на его создателе. Во время итальянской премьеры фильма в кинотеатре Quattro Fontane Cinema в Риме 22 сентября 1962 года Пьер Паоло Пазолини подвергся нападению фашистов, протестовавших против фильма. Тогда обошлось. Но спустя годы итальянские фашисты, не оставлявшие попыток физического уничтожения режиссёра-коммуниста, своей цели добились. В 1975 году четверо фашистов сначала избили режиссёра до потери сознания, а потом несколько раз проехались по его телу на автомобиле. Фамилия одного из убийц была Пелоси. Уж не родственничек ли?



По данным IMDB фильм Пьера Паоло Пазолини "Мама Рома" демонстрировался почти во всех странах Европы и Америки. Указано, что в США демонстрация фильма началась 18 января 1965 года. Но вот что странно: вышеупомянутая Джанет Маслин в своей рецензии от 18 января 1995 года отмечает: "«Мама Рома», открывающаяся сегодня на Кинофоруме, - завораживающая редкость, фильм, который до 1988 года не показывался в Америке даже на музейных показах".



Можно было бы предположить неосведомлённость кинообозревателя крупнейшего и авторитетнейшего американского издания. Но информацию Маслин фактически подтверждает другой авторитетный американский кинокритик - Марк Савлов. В своей рецензии от 23 июня 1995 года он пишет: "Фильм Пазолини 1962 года наконец-то (!) добрался до США. Хорошо известная в Европе как один из ранних шедевров эксцентричного режиссера, «Мама Рома» была странным образом обойдена вниманием в Америке. Картина Пазолини о любви стареющей проститутки к своему сыну-подростку и ее ошибочных попытках контролировать его - яркий, великолепный шедевр, наполненный фирменными диалогами режиссера, ранним неореализмом и достаточно красивой кинематографией, чтобы поставить на колени любого любителя кино. - MARC SAVLOV, FRI., JUNE 23, 1995



Впрочем, в коммунистическом Советском Союзе фильм режиссёра-коммуниста, поплатившегося за свои убеждения жизнью, тоже не демонстрировался. Официальная премьера второго фильма Пазолини-режиссёра в России состоялась лишь на Московском международном кинофестивале 2011 года. Хотя, конечно же, перестройка, начатая Михаилом Горбачёвым во второй половине 80-х годов, и технический прогресс (VHS) позволили советским любителям настоящего кино познакомиться с этой картиной гораздо раньше.



По прошествии нескольких десятилетий с момента выхода фильма на экраны рядовые кинозрители оценивают его весьма высоко. 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Пьера Паоло Пазолини "Мама Рома" по версии FilmGourmand'а составил 7,875, что позволило картине войти в Золотую Тысячу и занять в ней 906-е место.



семейная драма, итальянское кино, шедевры мирового кино, итальянский неореализм, кино

Previous post Next post
Up