Годовщина Великой иллюзии

Jun 09, 2023 18:27


9 июня 1937 года в парижском театре Marivaux состоялась премьера фильма «Великая иллюзия». Режиссер картины - Жан Ренуар, сын всемирно известного художника, одного из основоположников импрессионизма, Пьера Огюста Ренуара.





Для названия своего фильма Жан Ренуар использовал название книги британского журналиста Нормана Эйнджелла, опубликованной в 1909 году, первоначально под названием "Европейская оптическая иллюзия", но спустя год, после внесения значительных изменений и дополнений, получившей название "Великая иллюзия". Основная идея этой книги заключалась в том, что экономическая цена войны между развитыми странами Европы так велика, что никакая страна, начав войну, не может надеяться на выигрыш, даже в случае победы и территориальных завоеваний, поскольку последствия такой войны были бы просто катастрофическими. Умным людям эта идея была понятна ещё более ста лет назад. Остальные - развязывали и продолжают развязывать войны. Книга Нормана Эйнджелла была переведена на 25 языков, в том числе, на русский, и опубликована общим тиражом более два миллионов экземпляров. Итоги Первой мировой войны полностью подтвердили справедливость основных положений книги Эйнджелла. В 1933 году за эту книгу, а также за сорок с лишним других работ Норман Эйнджелл был удостоен Нобелевской премии по литературе.



Однако, несмотря на общее название фильма Жана Ренуара и книги Нормана Эйнджелла, в сюжетах этих произведений нет ничего общего. Сюжет фильма Ренуара навеян историями о побегах генерала Армана Пинсара. Жан Ренуар познакомился с ним во время Первой мировой войны, и Пинсар, в то время лейтенант французских ВВС, спас ему жизнь, когда будущего режиссёра преследовал немецкий самолет. Во время войны Ренуар и Пинсар потеряли друг друга из виду, но случайно встретились снова в 1934 году. Тогда Пинсар рассказал Ренуару о своем пленении в Германии и своих побегах. Эти рассказы, а также собственный опыт участия в Первой мировой войне, в ходе которой Ренуар получил серьёзную травму ноги, оставившую его хромым на всю жизнь, вдохновили Ренуара на создание фильма.



Съемки фильма проходили с января по март 1937 года. Работа над фильмом осуществлялась с огромными сложностями финансового характера, и лишь благодаря финансовой поддержке Жана Габена эти сложности удалось преодолеть.



Через два месяца после премьеры фильм «Великая иллюзия» принял участие в 5-м Венецианском международном кинофестивале, на котором был номинирован на Кубок Муссолини в категории «Лучший иностранный фильм». Фильм Ренуара не получил этой награды, поскольку по решению жюри под председательством Джузеппе Вольпи, крупного бизнесмена и одного из основателей Венецианского кинофестиваля, эта премия была присуждена другому французскому фильму - "Кристина" Жюльена Дювивье. Но для «Великой иллюзии» жюри учредило еще одну награду - за лучший общий художественный вклад.



А в 1939 году фильм Жана Ренуара был номинирован на премию Оскар в категории «Лучшая картина». Более того, в то время еще не было отдельной номинации на фильмы на иностранном языке, и «Великая иллюзия» была единственным неанглоязычным номинантом. И первым таким номинантом. Но, как и следовало ожидать, победа была присуждена американскому фильму Фрэнка Капры « С собой не унесешь».



Как это часто бывает с великими произведениями искусства, отношение к фильму «Великая иллюзия» со стороны различных «сильных мира сего» было совершенно разным, иногда прямо противоположным. Бенито Муссолини, как можно понять из вышесказанного, был фанатом этого фильма и включил его в свою личную коллекцию. Президент США Ф. Д. Рузвельт заявил, что

«все демократии мира должны смотреть этот фильм».

А Йозеф Геббельс объявил этот фильм и его создателя врагами рейха № 1 и во время оккупации Франции запретил его показ.



Решение Геббельса послужило основанием полагать, что копии фильма были уничтожены и безвозвратно потеряны для человечества. Это предположение было подкреплено тем фактом, что в 1942 году во время воздушного налета союзников фильмохранилище под Парижем было полностью разбомблено. Однако, как выяснилось гораздо позже, негативы с фильмом одним немецким офицером контрабандным путем были вывезены в Берлин еще до воздушного налета, а после захвата столицы Германии советскими войсками вместе со всем захваченным фильмофондом были вывезены в Советский Союз. В 60-е годы негативы были возвращены во Францию. Где без малейшего внимания они лежали в одном из фильмохранилищ почти 30 лет. И только в 90-х годах фильм фактически пережил второе рождение.



Фильм "Великая иллюзия" получил высокую оценку кинокритиков. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт, который оценил фильм 4-мя звездами из 4 возможных и включил его в свой список "Великих фильмов", написал в своем обзоре:

"Это не фильм о побеге из тюрьмы и не шовинистическая пропаганда; это медитация о крахе старого порядка европейской цивилизации. Возможно, что и существовала сентиментальная иллюзия высшего класса, представление о том, что во время войны джентльмены по обе стороны фронта придерживаются одного и того же кодекса поведения. Если и была когда-то такая иллюзия, она умерла в окопах Первой мировой войны."



Российские кинокритики оценили фильм не менее высоко, чем американские. Один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев, который также оценил фильм максимальными 10 баллами, написал в своем обзоре:

“картина Жана Ренуара, практически предсказав новое мировое противостояние, на самом-то деле прощается с патриархальными иллюзиями о войне, кодексе дворянской чести, безупречном исполнении долга потомственными военными. Ренуаровские герои ещё верят в битву без тотальной ненависти, когда сражаются армии, а не народы. Но уже наступает другое время, когда не будет места подобным «заблуждениям». Даже надежда, что между простыми людьми разных национальностей может возникнуть и где-то внутри теплиться искреннее чувство солидарности, оказалась собственной «великой иллюзией» Жана Ренуара, который ощущал, что грядут ещё более разрушительные катаклизмы, однако продолжал верить, как истинный гуманист, в неподдельное человеческое единение."



Несмотря не то, что с момента выхода фильма Жана Ренуара "Великая иллюзия" на экраны прошло более восьми десятилетий, современные кинозрители продолжают высоко оценивать эту картину. 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Великая иллюзия" оценки от 8 до 10. Исходя из перечисленных показателей успеха, рейтинг фильма Жана Ренуара «Великая иллюзия» по версии FilmGourmand составил 8,249, что позволило ему занять 449-е место в Золотой Тысяче. В Золотую Тысячу вошло всего два фильма, произведённых в 1937 году: "Великая иллюзия" и  " Уступи место завтрашнему дню" Лео МакКери. Но фильм Жана Ренуара занимает более высокое место, что позволяет считать этот фильм лучшей картиной мирового кинематографа 1937 года.



первая мировая война, лагерь для военнопленных, французское кино, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up