9 июня 1937 года в парижском театре Marivaux состоялась премьера фильма «Великая иллюзия». Режиссер картины - Жан Ренуар, сын всемирно известного художника, одного из основоположников импрессионизма, Пьера Огюста Ренуара.
Для названия своего фильма Жан Ренуар использовал название книги британского журналиста Нормана Эйнджелла, опубликованной в 1909 году, первоначально под названием "Европейская оптическая иллюзия", но спустя год, после внесения значительных изменений и дополнений, получившей название "Великая иллюзия". Основная идея этой книги заключалась в том, что экономическая цена войны между развитыми странами Европы так велика, что никакая страна, начав войну, не может надеяться на выигрыш, даже в случае победы и территориальных завоеваний, поскольку последствия такой войны были бы просто катастрофическими. Умным людям эта идея была понятна ещё более ста лет назад. Остальные - развязывали и продолжают развязывать войны. Книга Нормана Эйнджелла была переведена на 25 языков, в том числе, на русский, и опубликована общим тиражом более два миллионов экземпляров. Итоги Первой мировой войны полностью подтвердили справедливость основных положений книги Эйнджелла. В 1933 году за эту книгу, а также за сорок с лишним других работ Норман Эйнджелл был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Однако, несмотря на общее название фильма Жана Ренуара и книги Нормана Эйнджелла, в сюжетах этих произведений нет ничего общего. Сюжет фильма Ренуара навеян историями о побегах генерала Армана Пинсара. Жан Ренуар познакомился с ним во время Первой мировой войны, и Пинсар, в то время лейтенант французских ВВС, спас ему жизнь, когда будущего режиссёра преследовал немецкий самолет. Во время войны Ренуар и Пинсар потеряли друг друга из виду, но случайно встретились снова в 1934 году. Тогда Пинсар рассказал Ренуару о своем пленении в Германии и своих побегах. Эти рассказы, а также собственный опыт участия в Первой мировой войне, в ходе которой Ренуар получил серьёзную травму ноги, оставившую его хромым на всю жизнь, вдохновили Ренуара на создание фильма.
Съемки фильма проходили с января по март 1937 года. Работа над фильмом осуществлялась с огромными сложностями финансового характера, и лишь благодаря финансовой поддержке Жана Габена эти сложности удалось преодолеть.
Через два месяца после премьеры фильм «Великая иллюзия» принял участие в 5-м Венецианском международном кинофестивале, на котором был номинирован на Кубок Муссолини в категории «Лучший иностранный фильм». Фильм Ренуара не получил этой награды, поскольку по решению жюри под председательством Джузеппе Вольпи, крупного бизнесмена и одного из основателей Венецианского кинофестиваля, эта премия была присуждена другому французскому фильму - "Кристина" Жюльена Дювивье. Но для «Великой иллюзии» жюри учредило еще одну награду - за лучший общий художественный вклад.
А в 1939 году фильм Жана Ренуара был номинирован на премию Оскар в категории «Лучшая картина». Более того, в то время еще не было отдельной номинации на фильмы на иностранном языке, и «Великая иллюзия» была единственным неанглоязычным номинантом. И первым таким номинантом. Но, как и следовало ожидать, победа была присуждена американскому фильму
Фрэнка Капры «
С собой не унесешь».
Как это часто бывает с великими произведениями искусства, отношение к фильму «Великая иллюзия» со стороны различных «сильных мира сего» было совершенно разным, иногда прямо противоположным. Бенито Муссолини, как можно понять из вышесказанного, был фанатом этого фильма и включил его в свою личную коллекцию. Президент США Ф. Д. Рузвельт
заявил, что
«все демократии мира должны смотреть этот фильм».
А Йозеф Геббельс объявил этот фильм и его создателя врагами рейха № 1 и во время оккупации Франции запретил его показ.
Решение Геббельса послужило основанием полагать, что копии фильма были уничтожены и безвозвратно потеряны для человечества. Это предположение было подкреплено тем фактом, что в 1942 году во время воздушного налета союзников фильмохранилище под Парижем было полностью разбомблено. Однако, как выяснилось гораздо позже, негативы с фильмом одним немецким офицером контрабандным путем были вывезены в Берлин еще до воздушного налета, а после захвата столицы Германии советскими войсками вместе со всем захваченным фильмофондом были вывезены в Советский Союз. В 60-е годы негативы были возвращены во Францию. Где без малейшего внимания они лежали в одном из фильмохранилищ почти 30 лет. И только в 90-х годах фильм фактически пережил второе рождение.
Фильм "Великая иллюзия" получил высокую оценку кинокритиков. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт, который оценил фильм 4-мя звездами из 4 возможных и включил его в свой список "Великих фильмов", написал в своем
обзоре:
"Это не фильм о побеге из тюрьмы и не шовинистическая пропаганда; это медитация о крахе старого порядка европейской цивилизации. Возможно, что и существовала сентиментальная иллюзия высшего класса, представление о том, что во время войны джентльмены по обе стороны фронта придерживаются одного и того же кодекса поведения. Если и была когда-то такая иллюзия, она умерла в окопах Первой мировой войны."
Российские кинокритики оценили фильм не менее высоко, чем американские. Один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев, который также оценил фильм максимальными 10 баллами, написал в своем
обзоре:
“картина Жана Ренуара, практически предсказав новое мировое противостояние, на самом-то деле прощается с патриархальными иллюзиями о войне, кодексе дворянской чести, безупречном исполнении долга потомственными военными. Ренуаровские герои ещё верят в битву без тотальной ненависти, когда сражаются армии, а не народы. Но уже наступает другое время, когда не будет места подобным «заблуждениям». Даже надежда, что между простыми людьми разных национальностей может возникнуть и где-то внутри теплиться искреннее чувство солидарности, оказалась собственной «великой иллюзией» Жана Ренуара, который ощущал, что грядут ещё более разрушительные катаклизмы, однако продолжал верить, как истинный гуманист, в неподдельное человеческое единение."
Несмотря не то, что с момента выхода фильма Жана Ренуара "Великая иллюзия" на экраны прошло более восьми десятилетий, современные кинозрители продолжают высоко оценивать эту картину. 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Великая иллюзия" оценки от 8 до 10. Исходя из перечисленных показателей успеха, рейтинг фильма Жана Ренуара «Великая иллюзия» по
версии FilmGourmand составил 8,249, что позволило ему занять 449-е место в
Золотой Тысяче. В Золотую Тысячу вошло всего два фильма, произведённых в 1937 году: "Великая иллюзия" и "
Уступи место завтрашнему дню" Лео МакКери. Но фильм Жана Ренуара занимает более высокое место, что позволяет считать этот фильм лучшей картиной мирового кинематографа 1937 года.