Годовщина фильма, способного "заставить плакать даже камень"

Apr 30, 2022 18:58


Советские любители театра, особенно, со стажем, наверняка знают, помнят и любят спектакль Театра Моссовета "Дальше - тишина..." 1978 года, в котором блистали Фаина Георгиевна Раневская и Ростислав Янович Плятт. И роль в этом спектакле стала последней для Фаины Раневской. Но даже не все из завзятых театралов знают, что этот спектакль представляет собой довольно редкий случай трансформации. Когда фильм создается на основе довольно успешного спектакля, таких примеров множество. А вот примеров обратной трансформации, когда успешный фильм становится основой успешного спектакля, - очень мало. Именно это произошло с фильмом Лео МакКери "Уступи место завтрашнему дню".





Но - обо всём порядку. В 1934 году в США увидел в свет роман американской писательницы Жозефин Лоуренс "Годы такие длинные". Успех этого романа побудил семейную пару драматургов Хелен и Нолана Лири преобразовать его в пьесу. Трудно сказать, какая судьба ждала бы эту пьесу, но вмешался почти несчастный случай. У довольно известного в те годы 40-летнего кинорежиссёра Лео МакКери, у которого на счету был не один десяток фильмов, немых, звуковых, короткометражных, полнометражных, умер отец. И надо же было такому случиться, это печальное событие едва не совпало с другим, не менее печальным: МакКери отравился. Случайно, не намеренно. То ли молоком, то ли ещё чем... И последствия были весьма тяжёлыми: режиссёр едва не отдал Богу душу. И даже не смог присутствовать на похоронах своего любимого отца. Совпадение по времени этих двух печальных событий буквально подтолкнуло Лео МакКери к мысли об экранизации романа "Годы такие длинные". Создание сценария было поручено Виньи Дельмар, которая одновременно работала над созданием сценария к другому фильму Лео МакКери "Ужасная правда". Именно имя Виньи Дельмар указывалось как имя драматурга, по сценарию которого был поставлен спектакль "Дальше - тишина..."



Картина Лео МакКери "Уступи место завтрашнему дню" вышла в ограниченный прокат в США 30 апреля 1937 года. И провалилась в прокате, собрав чуть более 6 тысяч долларов. Трудно сказать, что явилось причиной, что следствием: ограниченный прокат или чутье дистрибуторов. Фильм не участвовал в международных кинофестивалях, не номинировался на премию Оскар. Возможно, потому, что в том же 1937 году 6 номинаций на Оскар получил другой фильм Лео МакКери - "Ужасная правда". И за эту "Ужасную правду" Лео МакКери получил Оскара как лучший режиссёр. А возможно, что сказались происки руководителя кинокомпании Paramount Адольфа Зукора, который из себя выходил, настаивая на обязательном для американских фильмов хэппи-энде. Но Лео МакКери устоял и сохранил концовку, прописанную в литературном источнике. Устоял - и его контракт со студией был расторгнут.



Но сам Лео МакКери был абсолютно убеждён, что более правильным было бы номинирование и награждение именно фильма "Уступи место завтрашнему дню", о чём, как впоследствии вспоминал Питер Богданович (« Бумажная луна»), он открыто заявил на церемонии награждения: "Вы мне дали Оскара не за ту картину". Наверное, такой же точки зрения придерживался и великий Орсон Уэллс, который сказал, что этот фильм Лео МакКери "заставит плакать даже камень". И это, как оказалось, не фигура речи. Жена известного французского режиссёра Бертрана Тавернье - Коло (или Клодин) - как-то признавалась, что получила в свое время задание сделать перевод фильма "Уступи место завтрашнему дню" на французский язык и написать субтитры. Она с трудом смогла выполнить это задание. И главное препятствие создавали слёзы, буквально заливавшие листок бумаги с текстом.



Свое восхищение фильмом выразили Бернард Шоу, Жан Ренуар, Джон Форд, Фрэнк Капра и многие другие. А ведь восхищение режиссёра произведением другого режиссёра очень дорогого стоит! Да и с кинокритиками Американская киноакадемия разошлась во мнениях. Так, гуру американской кинокритики Роджер Эберт в 2010 году поставил фильму "Уступи место завтрашнему дню" 4 звезды из четырёх возможных и включил в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии на картину он отметил, что она вовсе "не мелодраматическая слезовыжималка". Что, наоборот,

"фильм отличает ровный, почти бесстрастный взгляд на ситуацию и на то, как она разыгрывается. Нет никакого надрыва. И это - то самое, что отличает великие фильмы. Самые сильные фильмы часто просто показывают вам события, не объясняя вам, как к ним относиться. Примечательно, что такой правдивый и безжалостный фильм был снят Голливудом в 1937 году."

Иными словами, Эберт подчеркнул, что появление правдивого фильма стало, скорее, исключением для Голливуда, чем правилом.



С мнением Лео МакКери и вышеупомянутых мастеров кинематографа фактически солидаризировались современные кинозрители по всему миру. 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценку 8 и более. По версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 8,107 и занимает 579-е место в Золотой Тысяче.



классика американского кино, экранизация, семейная драма, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up