День рождения Полуночного ковбоя

May 25, 2023 14:41


25 мая 1969-го года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Джона Шлезингера "Полуночный ковбой". В тот же день началась демонстрация этого фильма в кинотеатрах США и Канады. Изначально фильм получил достаточно серьёзное возрастное ограничение: "Дети до 17 лет допускаются только в сопровождении родителей", а вскоре и вообще получил гриф "кино для взрослых".





Фильм поставлен по одноимённому роману американского писателя Джеймса Лео Херлихая, опубликованному в 1965 году. Тогда же, в 1965 году, сценарист Уолдо Солт написал на основе романа сценарий и предложил его Джону Шлезингеру. Шлезингера сценарий заинтересовал, но в тот момент он уже работал над фильмом "Дорогая", а вслед за ним собирался ставить фильм "Вдали от безумной толпы", поэтому сценарий Солта он отложил на неопределённое время и вскоре забыл про него. В 1967 году на глаза Джону Шлезингеру попал малоизвестный югославский фильм «Когда буду мертвым и белым» режиссёра Живоина Павловича, который напомнил ему сценарий по роману Херлихая, и он решил ставить фильм по этому сценарию.



С предложением ставить фильм по сценарию Уолдо Солта Джон Шлезингер обратился к кинокомпании United Artists. Однако, руководство кинокомпании сочло предложенный сценарий слишком грязным и непристойным и отказалось участвовать в предложенном проекте. Однако, Шлезингеру удалось заинтересовать своим проектом продюсера Джерома Хеллмана. Вместе с ним они сумели убедить руководство United Artists в перспективности экранизации романа Херлихая, согласившись при этом работать без фиксированного гонорара, только за процент от будущей прибыли.



Изначально на роль Джо Бака планировался Майкл Саразин, но незадолго на начала съемок он счёл предложенный ему гонорар недостаточным и отказался от роли. Впрочем, возможно, дело не только и не столько в размере гонорара, но и в том, что роль в фильме Сидни Поллака "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" привлекла его больше. Джона Войта, в то время ещё малоизвестного актёра, роль начинающего жиголо и гонорар в 17 тысяч долларов вполне устроил. Для сравнения: гонорар исполнителя второй главной роли - Дастина Хоффмана - составил 700 тысяч долларов. Дастин Хоффман приобрёл статус кинозвезды после роли в фильме " Выпускник" (1967), и Майк Николс, режиссёр "Выпускника" всячески отговаривал Хоффмана от участия в фильме Шлезингера, считая, что роль Ратсо-Риццо серьёзно испортит репутацию актёра. Однако, предложенный гонорар перевесил аргументы Николса. Для сравнения: за роль в фильме "Выпускник" Хоффман получил 17 тысяч долларов.



Через месяц после премьеры "Полуночный ковбой" принял участие в Берлинском международном кинофестивале, где был номинирован на главную премию - Золотого Медведя. Однако, жюри фестиваля под председательством немецкого кино-, театрального и оперного режиссёра Йоханнеса Шаафа присудило главную награду югославскому фильму  Желимира Жилника "Ранние Работы". Руководство кинокомпании United Artists обиделось на такое решение жюри и в течение 10 лет отказывалось представлять свои фильмы для участия в Берлинском кинофестивале. Впрочем, фильм Шлезингера совсем без награды не остался, получив Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC). Удивительно: детям до 17 лет смотреть нельзя, но для католиков - самое то!



В начале следующего, 1970-го, года фильм получил 7 номинаций на американскую премию Золотой Глобус, но в важнейших номинациях - Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр - "Полуночный ковбой" и его режиссёр Джон Шлезингер уступили фильму "Тысяча дней Анны" и, соответственно, его режиссёру Чарльзу Джэрроту. Однако, Джон Войт получил премию как Лучший начинающий актёр. Хотя у него, 31-летнего на тот момент актёра, за плечами уже были две роли в полнометражных кинофильмах и с десяток ролей в телесериалах.



Чуть позже "Полуночный ковбой" получил 7 номинаций на премию Оскар, из которых победил в трёх, в том числе в двух важнейших: Лучший фильм и Лучший режиссёр. Причём, в этих номинациях "Полуночный ковбой" "обскакал" и "Загнанных лошадей" с Сидни Поллаком, и "Буча Кэссиди и Сандэнсом Кидом" с Роем Джорджем Хиллом.



После этого на фильм "Полуночный ковбой" и его режиссёра буквально обрушился дождь кинонаград европейских кинофорумов: 6 премий британской киноакадемии БАФТА, включая важнейшие - за Лучший фильм и за Лучшую режиссуру; датская кинопремия Бодиль как Лучшему не-европейскому фильму; две итальянских премии Давид ди Донателло, в том числе Джону Шлезингеру как Лучшему иностранному режиссёру.



Тем не менее, Роджер Эберт, нельзя сказать, чтобы был в полном восторге от этого фильма. Он поставил фильму три звезды из 4-х возможных и написал в рецензии:

"«Полуночный ковбой» душераздирающе близок к тому фильму, который мы хотели бы видеть. Представленное зрелище отличается просто-таки мучительной точностью. Мир Таймс-сквер, мир людей без надежды и уважения, кажется ужасно реальным. Буквально ощущаешь запах изнанки Америки. И, видя эти вещи и постигая их, мы готовы похвалить фильм, в котором всё это видим. И не можем."

И далее Эберт разъясняет причины, почему не может выразить восторг по поводу фильма:

"Где-то произошёл провал в вере режиссера в его собственные материалы. Джон Шлезингер не проявил достаточной смелости, чтобы рассказать свою историю и нарисовать своих персонажей с той простотой, которая им необходима. Свое собственное предельно внимательное восприятие американского общества он превратил в оскорбительно модное, изощренное, трепетное и вульгарное упражнение в модном кино. Пытаться извлечь пользу из «Полуночного ковбоя» - все равно что смотреть на великолепную картину сквозь желе шестидюймовой толщины. Величие в этом фильме безусловно есть, но недостойные руки вмешались в него почти без возможности восстановления."



А вот советским, а затем и российским кинокритикам фильм Джона Шлезингера явно пришёлся по вкусу. Даже, несмотря на то, что широкому советскому кинозрителю было отказано в лицезрении фильма в кинотеатрах. Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев назвал этот фильм

"горьким, нелицеприятным, правдивым по атмосфере действия и человеческим характерам, беспристрастным свидетельством об Америке, увиденной человеком со стороны, но словно изнутри,...социально-критическим развенчанием одного из популярных американских мифов о преуспевании, не ограничивающимся поверхностной издёвкой, демонстративным выворачиванием всего на оборотную сторону."



Евгений Нефёдов оценил фильм, как

"тризну по Америке, которая была по достоинству высоко оценена советскими критиками, но приобрела, увы, исключительную (не подразумевавшуюся создателями) актуальность для постперестроечной России."



Что касается оценки фильма простыми кинозрителями, то прежде всего следует отметить, что при бюджете в 3,6 миллиона долларов фильм собрал почти 52,8 миллионов долларов, т.е., окупился 14 с лишним раз. И это при том, что первоначально фильм имел серьёзные возрастные ограничения. В Ирландии, например, фильм вообще был запрещён цензурой как непристойный, и этот запрет действовал до 1971 года.



Современные кинозрители также достаточно высоко оценили фильм Джона Шлезингера. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили "Полуночному ковбою" оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Полуночный ковбой" по версии FilmGourmand'а составил 10,091, благодаря чему он занимает 40-е место в Золотой Тысяче. Для фильмов, вышедших на экраны в 1969 году, это самые высокие показатели, что позволяет считать фильм Джона Шлезингера "Полуночный ковбой" лучшим фильмом мирового кинематографа 1969 года.



экранизация, американское кино, жиголо, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up