Годовщина Смуты

May 25, 2023 21:10


25 мая 1985 года в Токио состоялась премьера фильма Акиры Куросавы, оригинальное название которого на японском языке выглядит как "乱". Произносится это слово как "ран". А переводится на русский язык как "хаос", "смута", "мятеж". И кинопрокатчики нескольких стран (Венгрия, Литва) так и сделали: выпустили на экраны кинотеатров своих стран под одним из этих названий. Что, на мой взгляд, вполне логично и оправданно. Но кинопрокатчики большинства стран выпустили этот фильм на экраны своих кинотеатров под японским названием. А вот это, на мой взгляд, и нелогично, и неоправданно. Ведь название других фильмов, в большинстве своем, добросовестно переводятся на другие языки. Например, " Красная борода" , а не "Акахиге". И " Рай и ад", а не "Тенгоку то джигоку". Но что уж сейчас огород городить, когда почти 40 лет мы знаем эту картину как "Ран".





В 60-х годах знаменитый английский актёр Питер О'Тул, пришедший в восторг от просмотренного фильма Акиры Куросавы "Трон в крови", снятого по мотивам шекспировского "Макбета", предложил японскому режиссёру снять фильм по другой великой трагедии Шекспира - "Король Лир". Куросава отказался.



В середине 70-х годов Акира Куросава задумал фильм, в основу сюжета которого предполагал положить легенды о феодале XVI-го века Мори Мотонари, правителе провинции Аки, на территории которой находится современная Хиросима. Однако, видимо, предложение О'Тула крепко засело в мозгу великого режиссёра, и, как следствие, постепенно в процессе работы над сценарием в него проникли сюжетные линии и образы трагедии Шекспира "Король Лир", в частности, образ шута Кёами. Этому проникновению способствовало то обстоятельство, что у Мори Мотонари было три сына.



Однако, сценарий фильма "Ран" ждал своего часа 7 лет. За это время Акира Куросава прорисовал практически каждый кадр фильма. Одной из причин столь длительной паузы между рождением замысла и его воплощением явилось банальное отсутствие финансовых средств. В японских кинематографических кругах с середины 60-х годов укрепилось мнение о сильной вестернизации в творчестве Куросавы, и как следствие, у себя на родине режиссёр не мог найти средств на съемки фильма. На помощь Куросаве пришёл французский продюсер Серж Зильберман, который вложил свои собственные деньги в проект Куросавы.  Именно поэтому очень часто фильм "Ран" квалифицируется как совместный франко-японский фильм.



Параллельно с подготовительной работой над будущим фильмом "Ран" Акира Куросава снял фильмы " Дерсу Узала", " Кагемуся" и только потом решился снимать "Ран", хотя к моменту съемок ему было уже 76 лет, и он практически ослеп.



Бюджет фильма "Ран" составил 11 миллионов долларов, и это сделало картину самой дорогостоящей картиной японского кинематографа на момент её создания. Собрав в мировом прокате более 19 миллионов долларов, фильм "Ран" полностью окупил свое производство, а обязательства Куросавы перед Зильберманом были исполнены.



Для съемок фильма было вручную сшито по эскизам самого Куросавы около полутора тысяч костюмов. Процесс пошива костюмов занял 2 года.



Пример профессионального отношения к делу: во время съемок у Акиры Куросавы умерла 39-летняя жена. Куросава покинул съемочную площадку только на один день, для участия в похоронах.



Через неделю после премьеры в Токио фильм Акиры Куросавы был представлен на Первом международном кинофестивале в Токио, но оказался без единой награды. Сказалось, видимо, предубеждение японских кинематографистов против международно признанного классика японского кино.



На следующий год фильм "Ран" был номинирован на американский Золотой Глобус в категории Лучший иностранный фильм, но эта премия досталась аргентинской картине "Официальная версия". Чуть позже фильм "Ран" получил от Американской киноакадемии 4 номинации на премию Оскар, в том числе номинацию за Лучшую режиссуру. Для 76-летнего Акиры Куросавы это была первая в его жизни номинация на премию Оскар как режиссёра, несмотря на то, что "Ран" стал 29-м фильмом в его творческой биографии. Но премия была присуждена Сидни Поллаку за режиссуру фильма "Из Африки".



На европейских фестивальных площадках судьба фильма "Ран" сложилась более удачно. Фильм получил номинацию на французскую премию Сезар в категории Лучший иностранный фильм, но уступил победу в этой номинации фильму Вуди Аллена "Пурпурная роза Каира". Но зато свою премию Бодиль фильму Куросавы присудила Датская Национальная Ассоциация Кинокритиков, премию Давид ди Донателло Акире Куросаве как Лучшему режиссёру присудила Итальянская киноакадемия, премию БАФТА как Лучшему иностранному фильму картине присудила Британская киноакадемия.



После такого признания за рубежом Японская киноакадемия тоже присудила фильму "Ран" семь номинаций и победу в трёх из них. Но среди номинаций всё-таки не было важнейших, только технические и второстепенные.



А вот от профессиональных кинокритиков фильм "Ран" Акиры Куросавы получил исключительно восторженные отзывы. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт присвоил фильму 4 звезды из 4-х возможных и включил его в свой список "Великих фильмов". Эберт посвятил фильму Куросавы две рецензии, одну - сразу по выходу фильма на экраны американских кинотеатров, в 1985 году. Вторую - спустя 15 лет, в 2000 году. Во второй рецензии Эберт описал своё понимание этого фильма, которое, возможно, становится понятным, и то, далеко не всем, и не с первого раза:

"Куросава рассказал не историю великого человека, чей грех гордыни сводит его с ума, но историю человека, который всю свою жизнь вел войну, а в старости вознамерился установить мир и тем самым вызвал еще большие потрясения. Налицо параллели не только с королями, но и с режиссерами, которые, как члены королевской семьи, должны воплощать в жизнь свое видение мира, кипящего завистью, финансами, интригами, тщеславием и жадностью."



Авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев поставил фильму 8,5 баллов по 10-балльной шкале и в своей рецензии отметил:

"Сохраняя, по сути, основной сюжет Уильяма Шекспира, японский режиссёр добивается поразительного национального переосмысления трагедии, и вместе с тем она не утрачивает общечеловеческого звучания. Акира Куросава, мастер эпических и батальных сцен, жестоких и неистовых по темпераменту, осуждающих насилие и гуманных по своему пафосу, с большой силой и вдохновением проявляет себя и в этом фильме, несмотря на преклонный семидесятипятилетний возраст. ...И есть высшая справедливость в том, что неповторимый мастер кино, который встречал предубеждение и непонимание на родине, всё-таки получал поддержку и признание далеко за её пределами. Это лишний раз подтверждает, что искусство Акиры Куросавы давно уже принадлежит всему миру."



Не менее высоко оценили фильм Акиры Куросавы "Ран" современные кинозрители. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 23% пользователей поставили фильму высший балл - 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Акиры Куросавы "Ран" по версии FilmGourmand'а составил 10,251, что позволило ему занять 29-е место в Золотой Тысяче. Среди фильмов, вышедших на экраны кинотеатров в 1985 году, это самые высокие показатели, что позволяет считать картину Акиры Куросавы "Ран" лучшим фильмом мирового кинематографа 1985 года.



шекспир, реальный прототип, шедевры мирового кино, классика японского кино, акира куросава

Previous post Next post
Up