Годовщина Запрещённых игр

May 09, 2023 11:24


9 мая 1952 года в Каннах состоялась премьера фильма Рене Клемана "Запрещённые игры".





Судьба этого фильма - настоящий путь через тернии к звёздам. Началось всё с того, что в конце 40-х годов недавний выпускник Института перспективных кинематографических исследований (IDHEC) Франсуа Бойер (Буайе) написал сценарий и предложил его французским киностудиям. Они этот сценарий отвергли. Тогда Франсуа на основе сценария написал роман, который был опубликован в 1947 году под названием "Тайные игры". В начале 50-х годов продюсер молодой французской кинокомпании Silver Films Робер Дорфман задумал снять фильм, состоящий из трёх новелл, объединённых общей темой "Дети и война". Одна из новелл должна была быть основана на романе "Тайные игры". Для воплощения этого замысла был привлечён режиссёр Рене Клеман. Он, в свою очередь, привлёк сценаристов Жана Оренча и Пьера Боста, которые произвели обратную операцию по превращению романа Бойера в сценарий.



Весной 1951 года съемки этой новеллы были осуществлены, но дальнейшая работа над задуманным фильмом остановилась из-за финансовых трудностей компании. Год спустя, руководство кинокомпании, не найдя необходимых средств для съёмок остальных двух частей фильма, но и желая сохранить уже отснятый материал, решило на его основе снять полнометражный фильм. Но дети-то растут быстро. И меняются быстро. Например, у исполнительницы главной роли - Брижит Фоссе , которой в момент съёмок было 5 лет, за год выпали молочные зубы. А главный герой - Жорж Пужули - постригся для другого фильма. Да и пейзажи, в которых велись съёмки, изменились за полтора года. Короче, Рене Клеману и его команде пришлось использовать всё мастерство, чтобы все эти изменения остались незамеченными.



Весной 1952 года съемки фильма были завершены, и была предпринята попытка включить его в программу Каннского кинофестиваля, который должен был начаться 23 апреля и программа которого была полностью свёрстана. После долгих и скандальных препирательств решено было для этого фильма организовать специальный, даже не внеконкурсный показ, который состоялся в последний день работы фестиваля - 9 мая. По итогам показа фильму была присуждена так называемая «Большая независимая премия», не предусмотренная никакими регламентами.



С показа фильма в Каннах начался его прокат во Франции. За год его посмотрели почти 5 миллионов французских кинозрителей, 12% населения страны. Но многими французскими кинокритиками фильм был принят в штыки. Одни обвиняли фильм в несправедливом, искажённом и даже оскорбительном изображении французских крестьян.



Другие, представители клерикальных структур, обвиняли фильм чуть ли не святотатстве. Причём, вне зависимости от конфессии. Например, в Турции, мусульманской стране, фильм был снят с экрана из-за обвинений в кощунстве. И я не помню, что бы этот фильм показывали в кинотеатрах Советского Союза. Даже такой выдающийся деятель французского кино как Франсуа Трюффо два года спустя причислил этот фильм к числу откровенно антиклерикальных. Впрочем, Трюффо в тот момент было всего 22 года. Многого ещё не понимал.



В августе 1952 года фильм был представлен на Венецианский кинофестиваль. И опять не без скандала. Первоначально организаторы кинофестиваля отказывались включить фильм в конкурсную программу, на том основании, что он, якобы, уже участвовал в Каннском кинофестивале. В конце концов справедливость восторжествовала, и фильм завоевал Золотого Льва.



Спустя год, в 1953 году, фильм получил почётного Оскара. (С 1948 по 1955 годы победители в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" получали почётного или специального Оскара.)



В 1954 году Британская киноакадемия присудила картине Рене Клемана свою премию БАФТА в номинации Лучший фильм любого происхождения, причём среди конкурентов на эту премию были фильмы " Римские каникулы" Уильяма Уайлера, "Злые и красивые" Винсента Минелли. А исполнительница главной роли в фильме Брижит Фоссе была лично представлена королеве Елизавете II. В том же 1954 году фильм был удостоен датской премии Бодиль как Лучший европейский фильм.



Кинокритиками фильм Рене Клемана "Запрещённые игры" был принят "на ура". Кинообозреватель New York Times Босли Кроузер назвал картину

«блестящая и сокрушительная драма... не испорченная сентиментальностью или догматизмом в своем искреннем взгляде на жизнь.»

А гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм максимальными в его системе оценок четырьмя звёздами, включил его в свой список "Великих фильмов" и в рецензии от 18 декабря 2005 года отметил:

"Фильм настолько мощный, потому что в нем нет компромисса между двумя вещами: ужасом войны и невинностью детства."



Что касается зрительских оценок, то 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки 8 и выше. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Рене Клемана "Запрещённые игры" по версии FilmGourmand'а составил 10,073, что позволило ему занять 42-е место в Золотой Тысяче. Среди фильмов, произведённых мировым кинематографом в 1952 году, это самые высокие показатели. На этом основании можно считать фильм Рене Клемана «Запрещённые игры» лучшим фильмом мирового кино 1952 года.



вторая мировая война, дети и война, французское кино, шедевры мирового кино, премия оскар

Previous post Next post
Up