6 мая 1948 года в Лондоне прошла премьера фильма "Гамлет", поставленного знаменитым английским актёром театра и кино Лоуренсом Оливье (последнее время его имя чаще пишут как "Лоренс", но мне привычнее по старинке).
Впервые Лоуренс Оливье профессионально соприкоснулся с пьесой великого Шекспира в 1937 году, когда в 30-летнем возрасте сыграл роль Принца Датского в спектакле знаменитого театрального режиссера Тайрона Гатри на сцене театра «Олд Вик». Спектакль пользовался настолько большим успехом, что даже датские поклонники Шекспира обратились к Тайрону Гатри и Лоуренсу Оливье с просьбой показать его в замке Кронборг в Эльсиноре (Хельсингор), Дания. Что и было сделано летом 1937 года и снова с огромным успехом.
В годы Второй Мировой Войны Лоуренс Оливье страстно желал принять участие в боевых действиях. С этой целью он прошёл курсы пилотов военного самолёта, налетал 250 учебных часов и собирался вступить в ряды Королевских ВВС. Но британское правительство сочло, что больше пользы для дела борьбы с нацизмом барон Оливье принесёт как участник пропагандистских фильмов и постановок. Формально Оливье числился в рядах военно-морской авиации, но фактически продолжал свою актёрскую деятельность, снявшись в фильмах "49-я параллель" Майкла Пауэлла (1941), "Леди Гамильтон" Александра Корды (1941) и "Полурай" Энтони Эсквита (1943). Фильм "Леди Гамильтон", в котором наполеоновская угроза была метафорой для угрозы гитлеровской и в котором Лоуренс Оливье сыграл вместе со своей новой супругой -
Вивьен Ли - был снят по инициативе Уинстона Черчилля. Критиками фильм был расценён как "плохое историческое кино, но хорошая пропаганда". Кроме того, Оливье проводил много времени, участвуя в пропагандистских радиопередачах и выступая с речами для укрепления боевого духа британских солдат.
В 1943 году Министерство информации Великобритании поручило Лоуренсу Оливье поставить пропагандистский фильм, взяв за основу пьесу Шекспира "Генрих V". Лоуренс Оливье успешно справился с этой задачей, выступив в этом фильме в трёх ипостасях: режиссёра, продюсера и исполнителя главной роли. Причём, режиссурой Оливье занимался впервые. Правда, фильм вышел в ноябре 1944 года, когда исход войны был уже ясен, и потребность в пропаганде отступала на второй план. Тем не менее, критиками фильм был принят с большим воодушевлением, а Американская киноакадемия в связи с этим фильмом в 1947 году присудила Оливье премию Оскар с формулировкой "За его выдающиеся достижения в качестве актера, продюсера и режиссера в воплощении на экране «Генриха V»".
В 1947 году Лоуренс Оливье решил доказать, что способен создавать не только пропагандистские фильмы на основе пьес Шекспира, но и подлинные произведения искусства. Возможно, что в качестве литературной основы Оливье мог бы взять какую-нибудь другую пьесу, но в том же году
Орсон Уэллс приступил к экранизации "Макбета", и было известно, что после этого он планирует снимать "Отелло". Оливье буквально благоговел перед Уэллсом после его "
Гражданина Кейна" и не хотел "путаться под ногами". Поэтому взялся за "Гамлета". С одной стороны, это было довольно рискованное решение: только в эпоху немого кино было снято 8 версий этой трагедии, а в 1935 году индийскими кинематографистами была осуществлена звуковая экранизация под названием "Khoon Ka Khoon (Быть или не быть)". Но с другой стороны, за плечами у Оливье были театральные наработки 1937 года.
Высокая популярность Лоуренса Оливье позволила ему без особых проблем привлечь для съемок фильма необходимую сумму в 500 тысяч фунтов стерлингов. Благодаря такому бюджету фильм стал одной из самых дорогостоящих постановок своего времени. Но по выходу на экран фильм очень быстро окупился, собрав в прокате более 1,3 миллионов фунтов стерлингов. И это несмотря на то, что целый ряд критиков, отличающихся повышенным пиететом перед классиком английской литературы, буквально ополчился на фильм Лоуренса Оливье и его сценариста Алана Дента. Главная причина негодования этих пуристов заключалась в том, в сценарии фильма осталось чуть более половины текста пьесы, а некоторые персонажи, а именно Фортинбрас, Розенкранц и Гильденстерн вообще были исключены из сценария.
Известно, что очень хотела сыграть Офелию в этом фильме жена Лоуренса Оливье - Вивьен Ли. Но он отказал в этом своей супруге, объяснив это слишком высокой известностью Ли. На роль Офелии Оливье взял 19-летнюю Джин Симмонс, у которой к тому времени было с десяток незначительных ролей в малозначительных фильмах.
26 августа 1948 года фильм Лоуренса Оливье "Гамлет" был представлен гостям и участникам международного кинофестиваля в Венеции. Жюри кинофестиваля под председательством итальянского кинокритика, сценариста и режиссёра Луиджи Кьярини присудило фильму премию Grand International (тогда ещё не было Золотых и Серебряных Львов). И это несмотря на то, что на эту премию претендовали картины известных и маститых режиссёров, в частности,
Лукино Висконти,
Дэвида Лина,
Элиа Казана, Ингмара Бергмана,
Джорджа Кьюкора,
Фреда Циннемана и др. Среди претендентов на премию были такие фильмы, считавшиеся фаворитами, как "Сокровища Сьерра-Мадре" Джона Хьюстона и уже упомянутый выше "Макбет" Орсона Уэллса.
В начале 1949 года фильм Лоуренса Оливье "Гамлет" получил американскую премию Золотой Глобус как Лучший иностранный фильм. Чуть позже "Гамлет" Лоуренса Оливье получил 7 номинаций на премию Оскар и победил в 4 из них, в том числе в категории Лучший фильм. Фильм стал первым неамериканским фильмом, удостоенным Оскара в этой категории. А кроме того, фильм стал первой и на сегодняшний день остается единственной экранизацией произведения Шекспира, удостоенной Оскара как Лучший фильм. В номинации Лучший режиссёр Американские киноакадемики отдали предпочтение Джону Хьюстону за режиссуру фильма "Сокровища Сьерра-Мадре". В том же 1949 году фильм Лоуренса Оливье получил премию БАФТА, причём, что любопытно, в категории Лучший фильм любого происхождения. В категории Лучший британский фильм Британские киноакадемики отдали предпочтение картине "Поверженный идол" Кэрола Рида. Наконец, в том же 1949 году свою премию Бодиль как Лучшему европейскому фильму картине Лоуренса Оливье присудила Датская Ассоциация Кинокритиков.
Подавляющее большинство кинокритиков, как в конце 40-х годов 20-го века, так и в веке 21-м, посвятили фильму хвалебные отзывы. Так, например, кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер в своей
рецензии от 30 сентября 1948 года с восторгом отметил целый ряд достоинств картины, в частности,
"Тонкие реакции персонажей, движения их лиц и форм, которые могут быть столь драматически выразительными и которые более или менее отдалены на сцене, здесь становятся эмоционально острыми благодаря их обычной близости. В сочетании с прекрасной актерской игрой и вдохновенными интерпретациями эта визуальная близость к драме рождает блестящие и редкие идеи...бесшумно движущаяся камера, которая пристально блуждает по огромному и мрачному дворцу Эльсинора, то на затянутых туманом зубчатых стенах, то в большом зале совета, то в спальне королевы, всегда наблюдая и прислушиваясь, с той или иной точки обзора, создает захватывающее впечатление молчаливого наблюдателя происходящего, сознающего, что надвигаются большие события, и стремящегося не пропустить ни одного из них."
В своей рецензии Кроузер ответил и тем пуристам, которые нападали на Лоуренса Оливье и Алана Дента за произведённые им сокращения текста пьесы. Кроузер отметил, что несмотря на сокращения,
"весьма продуманный монтаж не повредил ни полноте драмы, ни ни одной из ее наиболее знакомых сцен. На самом деле, эти сокращения значительно ускорили развитие сюжета и придали гораздо большую ясность его отмеченным сложностям."
Следует отметить, что спустя почти полвека точку в споре, сам того не желая, поставил другой британский кинорежиссёр Кеннет Брана. Он в 1996 году осуществил очередную экранизацию трагедии Шекспира, возможно, где-то 25-ю по счёту, максимально близко к тексту. На создание фильма Браны продолжительностью 4 часа было потрачено 18 миллионов долларов. А в прокате эта картина собрала менее 5 миллионов долларов. И фестивальными достижениями отмечена не была.
Ещё одной отличительной особенностью фильма Лоуренса Оливье, отмечаемой почти каждым кинокритиком, является так называемая "фрейдистская интерпретация пьесы" Шекспира. Например, известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли в своей
рецензии от 26 сентября 2010 года пишет:
"Оливье очарован эдиповым комплексом в отношениях между Гамлетом и его матерью - то, что он выделяет курсивом, заставляя их несколько раз поцеловаться в губы. Странность этой пары усугубляется тем фактом, что на момент съемок Оливье было 40 лет, а актриса, игравшая Гертруду, Эйлин Херли, была младше его на 11 лет. Даже макияж не может скрыть очевидности того, что она недостаточно взрослая, чтобы годиться ему в матери."
По этому поводу можно отметить, что изображение Гамлета движимым квазикровосмесительной любовью к своей матери берёт начало ещё в театральной постановке "Олд Вик", осуществлённой в 1937 году Тайроном Гатри. Этот режиссёр находился под сильным влиянием сочинений профессора Эрнеста Джонса, ученика Зигмунда Фрейда и возлюбленного дочери знаменитого основателя психоанализа.
В Советском Союзе "Гамлет" Лоуренса Оливье не демонстрировался.
Современными кинозрителями фильм Лоуренса Оливье "Гамлет", несмотря на то, что с момента выхода его на экраны прошло три четверти века и что существует несколько десятков версий трагедии Шекспира, оценивается достаточно высоко. 59% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Лоуренса Оливье "Гамлет" по
версии FilmGourmand'а составляет 9,993, что позволяет ему занимать 46-е место в
Золотой Тысяче.