90-летие Завещания доктора Мабузе

Apr 21, 2023 17:24


21 апреля 1933 года одновременно в Будапеште и Париже состоялась премьера фильма Фрица Ланга «Завещание доктора Мабузе».





Литературный персонаж "доктор Мабузе", этакий "гений злодейства", был придуман писателем Норбертом Жаком, родившимся в Люксембурге в 1880 году и в 1922 году получившим гражданство Германии. В 1921 году Норберт Жак опубликовал роман "Доктор Мабузе, игрок", заглавный герой которого - криминальный гений с гипнотическими способностями и человек с тысячей лиц, психоаналитик по профессии, гений, совершающий преступления своей энергией и гениальностью. В 1922 году Фриц Ланг осуществил экранизацию этого романа, которая пользовалась огромной популярностью у зрителей как в Германии, так и за её пределами. Этот фильм принёс Фрицу Лангу международное признание.



Успех фильма "Доктор Мабузе, игрок" побудил Норберта Жака начать работу над продолжением романа. Однако, по каким-то причинам, сиквел романа под названием "Колония Мабузе" остался незавершённым, и в 1930 году писатель окончательно прекратил работу над ним. Тем не менее, Фриц Ланг убедил Жака написать другой роман о докторе Мабузе. В 1932 году был написан роман «Завещание доктора Мабузе». Можно предположить, что какие-то сюжетные линии в этом романе были подсказаны Норберту Жаку Фрицем Лангом. В пользу такого предположения говорит, во-первых, то, что Жак не публиковал его до 1950 года, как его просил об этом Ланг. А, во-вторых, одним из ключевых персонажей романа «Завещание доктора Мабузе» был инспектор Ломан, которого не было в романе "Доктор Мабузе, игрок", но зато был в фильме Фрица Ланга 1931 года " М убийство".



Съемки фильма были начаты в конце 1932 года и завершены в начале 1933 года. На 24 марта 1933 года была назначена премьера фильма в Ufa-Palast am Zoo, в том же кинотеатре, в котором в 1922 году прошла премьера фильма "Доктор Мабузе, игрок". Однако, этим планам не суждено было осуществиться.



Как известно, 30 января 1933 года Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером, и в этом качестве 14 марта он учредил новое Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. Геббельс затребовал себе копию фильма для предварительного просмотра. Ланг смог предоставить ему такую копию только 23 марта. После просмотра Геббельс заявил, что премьера фильма по техническим причинам будет отложена на неопределённый срок. Одновременно Геббельс пригласил Ланга к себе домой для беседы.



Позже Фриц Ланг вспоминал, что во время встречи с Геббельсом тот отметил, что и ему, и Гитлеру очень нравились ранние фильмы Ланга, в частности «Нибелунги: Зигфрид» (1924), «Нибелунги: Месть Кримхильды» (1924) и «Метрополис» (1927). Но более поздние картины режиссёра, в частности, «М убийца», им сильно не понравился. Не понравился Геббельсу и только что просмотренный «Завещание доктора Мабузе», поскольку, якобы, в нем показано, что "чрезвычайно сплочённая группа людей вполне способна свергнуть любое государство с помощью насилия». Но, даже несмотря на это, благодаря сложившейся репутации и таланту Ланга Геббельс готов предложить ему возглавить национальную киноиндустрию Германии, но при условии, что он примкнёт к нацистам. После того, как Геббельс сделал свое предложение, Ланг ответил: «Но вы должны знать, что моя мать была еврейкой», на что Геббельс ответил: «Мы сами решаем, кто еврей, а кто нет!» По словам Ланга, в ту же ночь, на полуночном поезде он сбежал в Париж, не имея возможности снять свои деньги из банка.



Трудно сказать, всё ли было так, как описывал Ланг. Свидетелей того разговора не было. Но одна, как минимум, неточность в рассказе Ланга присутствует. Он действительно уехал в Париж. Но не в ту же ночь, а гораздо позже: паспорт режиссёра показал, что он окончательно покинул Германию лишь в июне 1933 года, а до того совершал неоднократные поездки между Францией и Германией.



Но вот что является документально подтвержденным фактом, так это то, что 29 марта 1933 года фильм был запрещен берлинской цензурой под председательством правительственного советника Циммермана "за его подрывной характер и возможность того, что он может подстрекать людей к антиобщественному поведению и терроризму против государства». Впрочем, по мнению многих киноведов истинная причина запрета картины Ланга в том, что в ней слишком явно проводилась аналогия между "завещанием", которое Мабузе писал, находясь в закрытой камере в психушке, и книгой "Майн Кампф", которую Гитлер писал, тоже находясь в заключении.



В силу указанных причин мировая премьера фильма Фрица Ланга «Завещание доктора Мабузе» состоялась 21 апреля 1933 года: немецкоязычной версии фильма в Будапеште, франкоязычной версии - в Париже. Можно предположить, что Фриц Ланг предполагал и даже готовился к такому развитию событий. В пользу такого предположения говорит тот факт, что для съемок двух версий фильма изначально были привлечены две группы актёров: немецкоговорящие, в основном, австрийские актёры, и франкоговорящие.



В течение 1933-1934 годов фильм «Завещание доктора Мабузе» с большим успехом демонстрировался во многих странах Европы. Спустя 10 лет после премьеры в Европе фильм был показан и в США. Сам Фриц Ланг, предваряя выход фильма на американский экран, характеризовал его следующим образом:

"Фильм был сделан как аллегория, чтобы показать гитлеровские террористические процессы. В фильме преступникам в уста вложены лозунги и доктрины Третьего рейха. Таким образом я надеялся разоблачить замаскированную нацистскую теорию о необходимости преднамеренного уничтожения всего, что дорого народу." Цит. по: Зигфрид Кракауэр. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино - Москва: Искусство, 1977



Кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер, на следующий день после премьеры фильма в Нью-Йорке, в обычном для него язвительном и саркастическом тоне написал в своей рецензии:

«Это странный и болезненный криминальный фильм в ярком раннем стиле г-на Ланга, … Г-н Ланг недавно написал, что он сделал фильм как аллегорию, чтобы показать немецкому народу порочные методы их новых лидеров, Гитлера и его банды. Может быть. Это звучит как расплата. Но, по крайней мере, этот фильм находится в духе жестокой паранойи, которая поразила немцев в то время, и в этом качестве он имеет значение и представляет интерес.» - By Bosley Crowther March 20, 1943 The New York Times



Позже, в 1947 году, Зигфрид Кракауэр, один из самых влиятельных теоретиков  кинематографа, в своей книге отметил, что комментарий Ланга «попахивает задним числом». Кракауэр выразил сомнение, что средний немецкий кинозритель сможет разглядеть аналогию между сложной преступной организацией Мабузе и нацистами. В то же время Кракауэр констатировал:

"Этот антинацистский фильм раскрывает механизм установления господства нацистского духа над умами, недостаточно подготовленными, чтобы противостоять его своеобразному очарованию».

Немецким кинозрителям фильм был показан только в 1951 году. Правда, в сокращенном на 13 минут варианте. Советским кинозрителям фильм не был показан вообще. Видимо, советская цензура строго следовала запрету правительственного советника Циммермана.



Несмотря на то, что с момента выхода фильма Фрица Ланга «Завещание доктора Мабузе» прошёл не один десяток лет, его рейтинги у кинозрителей продолжают оставаться весьма высокими. 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. Благодаря этому, рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 7,851, что позволило ему войти в Золотую Тысячу под номером 920. Следует отметить, что фильм Фрица Ланга «Завещание доктора Мабузе» оказался единственным фильмом 1933 года, вошедшим в Золотую Тысячу, что позволяет считать эту картину лучшим фильмом мирового кинематографа 1933 года.



немецкое кино, нацизм, криминал, сверхъестественное, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up