В большинстве материалов о киношедевре Бориса Васильева и
Станислава Ростоцкого "...А зори здесь тихие" датой премьеры называется 4 ноября 1972 года. Это так и не так. Действительно, советские кинозрители увидели фильм в ноябре 1972-го. Но ещё раньше, 27 августа 1972 года, фильм увидели члены оргкомитета Венецианского международного кинофестиваля.
Правда, следует отметить, что с 1969 по 1979 годы Венецианский фестиваль переживал кризис, и в отдельные годы в этот период вообще не проводился. Но, как бы то ни было... Фильм "...А зори здесь тихие" участвовал в конкурсе в номинации "Лучший иностранный фильм" этого кинофестиваля. И уступил "Заводному апельсину"
Стэнли Кубрика. Всего в указанной номинации принимали участие 7 фильмов, представлявших Великобританию, Германию, Индию, Кувейт, США и СССР (2 фильма). Практически все фильмы, за исключением фильма Ларисы Шепитько "Ты и я", получили какие-то утешительные призы. Правда, вследствие кризиса призы носили чисто символический характер. Но, опять же, как бы то ни было. "...А зори здесь тихие" получили так называемый "Памятный приз". Понятное дело, что значимость этого приза совершенно непонятна. IMDB, например, вообще его не упоминает. Но сейчас не об этом.
И не о том, что у меня есть какие-то сомнения относительно справедливости решения о признании победителем киношедевра Стэнли Кубрика. Как говорится, судья (или жюри) всегда прав. (Правда, опять же, вследствие кризиса, переживаемого кинофестивалем, в течение 10 лет на фестивале и жюри-то не было. Все решения о призах принимались оргкомитетом фестиваля.)
Смею предположить, что фильм Станислава Ростоцкого не получил главный приз по той причине, что на том же кинофестивале главную премию - Золотого Льва - получил советский кинооператор Анатолий Головня. Получил по совокупности заслуг перед мировым кинематографом, так же, как
Чарли Чаплин и Билли Уайлдер. (Кстати, и Стэнли Кубрик, и Чарли Чаплин, и Билли Уайлдер гордились призами, полученными на этом кинофестивале. Так что, принижать его значение совершенно нет оснований.) Давать больше одной премии "в одни руки", тем более, советские, этого бы т.н. "цивилизованный" мир не понял. Но уже одно то, что фильм в таких международных условиях был номинирован на главную премию, да ещё до премьеры на родине, говорит о многом. А точнее, о безоговорочном признании фильма со стороны профессионального кинематографического сообщества.
С 4 ноября 1972 года, как сказано выше, началась демонстрация фильма в советских кинотеатрах. И за первый год фильм посмотрели 66 миллионов кинозрителей - по этому показателю фильм занимает пятое место за всю историю советского кинопроката.
Фильм Станислава Ростоцкого "...А зори здесь тихие" основан на одноимённой повести Бориса Васильева, опубликованной в журнале "Юность" в 1969 году. Необходимо отметить, что прежде, чем повесть нашла свое киновоплощение, она сначала была облечена в форму телеспектакля, показанного в 1970 году, а затем, в 1971 году, в форму театрального спектакля, поставленного Юрием Любимовым в Театре на Таганке.
По воспоминаниям Бориса Васильева, повесть была им написана под впечатлением от газетной заметки, в которой описывалось, как группа из семерых бойцов героически воспрепятствовала продвижению значительно превосходящей их группировки солдат гитлеровской армии. Но в определённый момент Васильеву пришла в голову мысль, что подобных случаев во время войны было очень много, а потому эта история может показаться читателю неинтересной. И тогда он решил, что описываемыми им бойцами будут женщины. По мнению Васильева, есть большая несправедливость в том, что на фронтах Великой Отечественной Войны воевало более 300 тысяч женщин, а в искусстве этот женский подвиг не был должным образом отражён.
В 1973 году фильм был номинирован на премию Оскар в категории Лучший иностранный фильм. Но опять уступил, на этот раз фильму
Луиса Бунюэля "
Скромное обаяние буржуазии". Компанию относительных неудачников фильму Станислава Ростоцкого, среди прочих, составила шведская картина Яна Труэля "
Поселенцы".
Несмотря на участие в споре за главную американскую кинематографическую премию, фильм Станислава Ростоцкого "...А зори здесь тихие" в американский кинопрокат допущен не был, о чём свидетельствует полное отсутствие отзывов на фильм со стороны американских рецензентов, как профессионалов, так и любителей. В очередной раз приходится констатировать наличие запрета для советских фильмов о войне в американском кинопрокате, проистекающего из стратегии по формированию мифа о том, что войну выиграли исключительно американцы. Но в кинотеатрах Европы и Азии фильм был представлен достаточно широко.
Немецкий кинокритик Том Шюнеманн в своей
рецензии отмечает:
"...А зори здесь тихие" достигает эмоционального воздействия не благодаря яростной постановке и зрелищных трюков, а благодаря тщательной режиссёрской работе. Эта тщательная и подробная режиссура позволяет нам постичь главных героев не в их абстрактной солдатской функции, а в первую очередь как простых людей. Война и сопровождающие ее убийства никогда не кажутся в этом фильме „нормальными", поэтому ни коим образом не возникает удовлетворения или даже радости от содержащихся в фильме вооружённых стычек".
Турецкий кинокритик Гуркан Кылыджаслан в качестве важнейшего достоинства картины Станислава Ростоцкого отметил отсутствие в нем пропагандистских клише, которыми грешат большинство военных фильмов. Благодаря этому, по
мнению турецкого критика,
""...А зори здесь тихие" является одним из замечательных образцов советского кино".
Но самую большую любовь за пределами СССР фильм Станислава Ростоцкого снискал в миллиардном Китае. Там даже был снят многосерийный римейк.
С учетом изложенного рейтинг фильма Станислава Ростоцкого "...А зори здесь тихие" по
версии FilmGourmand'а составил рейтинг 8,724, что позволило ему занять 232-е место в
Золотой Тысяче.