65 лет Седьмой печати

Feb 16, 2022 00:22


16 февраля 1957 года в Стокгольмском кинотеатре Röda Kvarn состоялась премьера фильма-притчи Ингмара Бергмана "Седьмая печать". Знатоки кино и поклонники творчества великого шведского режиссёра знают, что фильм "Седьмая печать" родился из учебного радиоспектакля, который Ингмар Бергман поставил со студентами своего курса театральной студии муниципального театра города Мальмё. Пьесу, которая называлась "Роспись по дереву" и которая послужила основой этого спектакля, Ингмар Бергман тоже фактически написал вместе со своими студентами.





Толчком к созданию пьесы "Роспись по дереву" послужила фреска "Смерть играет в шахматы", написанная Альбертусом Пиктором (наст. фамилия - Имменхаузен) в 1480 году. Эту фреску Бергман видел с детства на потолке в одном из средневековых христианских храмов Стокгольмской епархии. Отец Ингмара Бергмана был священником и читал проповеди в этом храме. На этих проповедях часто бывал юный Ингмар.



Бергман дал своим студентам задание сочинить монологи на основе ассоциаций, которые у них вызывает эта фреска. Из этих монологов Бергман, находясь на лечении в Каролинской больнице города Стокгольма по поводу язвы желудка, составил диалоги, которые и стали основой пьесы.



Упомянутый выше радиоспектакль вышел в эфир 21 сентября 1954 года. Спустя полгода пьеса была показана в Городском театре Мальмё, а ещё через полгода - на сцене Стокгольмского театра. Успех спектаклей по пьесе "Роспись по дереву" привёл Бергмана к мысли о постановке фильма, в связи с чем он переработал пьесу в сценарий. Однако, ему пришлось переписывать сценарий пять раз, прежде чем он начал устраивать продюсеров Svensk Filmindustri. Хотя, наверное, даже не сам пятый вариант сценария будущего фильма убедил Карла Андерса Дюмлинга, руководителя Svensk Filmindustri, в его перспективности, а успех, которым пользовался фильм Бергмана "Улыбки летней ночи" на Каннском международном кинофестивале в 1956 году. Бергману был выделен бюджет на создание фильма в размере 150 тысяч долларов (примерно полтора миллиона долларов нынешних) и установлены достаточно жёсткие сроки - 35 дней. В бюджет Бергман уложился, а вот съёмки фильма продлились несколько дольше запланированного - со 2 июля по 24 августа 1956 года.



Не могу сказать, насколько конечный вариант сценария, а вместе с ним и фильма в целом, отличается от первоначальной пьесы. Но совершенно очевидна религиозная направленность фильма. Почему, кстати, Ватикан включил эту философскую кинопритчу в число 45 "величайших фильмов". Об этой религиозности явным образом свидетельствует название фильма. Как известно, "седьмая печать" - понятие из "Откровения Иоанна Богослова". Снятие седьмой печати, согласно Апокалипсису, влечёт за собой самые страшные бедствия в истории человечества: "... град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.... большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.... и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки." Ну, и так далее.



Через три месяца после премьеры фильм Ингмара Бергмана "Седьмая печать" был представлен гостям и участникам Каннского международного кинофестиваля, на котором был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь. Жюри кинофестиваля под председательством знаменитого французского писателя Андрэ Моруа отдало предпочтение американскому фильму Уильяма Уайлера "Дружеское увещевание". Впрочем, в компании проигравших вместе с фильмом Бергмана оказались "Ночи Кабирии" Федерико Феллини, " Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет" Робера Брессона, "Канал" Анджея Вайды, " Сорок первый" Григория Чухрая. Неплохая компания! Но картина Бергмана наряду с фильмом Вайды получила Специальный приз жюри этого фестиваля.



Подавляющее большинство профессиональных кинокритиков посвятило фильму Ингмара Бергмана "Седьмая печать" хвалебные отзывы. Даже такой брюзга как Босли Кроузер, как правило находящий изъяны в неамериканских фильмах, даже кроме него никто эти изъяны не видит, весьма благожелательно отнёсся к картине Ингмара Бергмана. В своей рецензии от 1958 года он отметил: "Эта изначально загадочная драма, ... постепенно превращается в пронзительное и сильное созерцание прохождения человека по этой земле. По своей сути интеллектуальный, но в то же время эмоционально стимулирующий, он является в равной степени сложным - и полезным - экранным вызовом, с которым кинозрителю пришлось столкнуться в этом году."



Успех фильма на Каннском кинофестивале и благожелательное отношение к нему большинства наиболее авторитетных кинокритиков, причём, в основном, зарубежных, сделали Ингмара Бергмана, для которого этот фильм стал 17-м полнометражным художественным кинофильмом в его фильмографии, настоящим международно признанным режиссёром. Можно отметить ещё одну пикантную особенность этого фильма: во время съемок начался роман Ингмара Бергмана с Биби Андерссон, которая пришла на смену в качестве "дамы сердца" однофамилице Харриет.



Гуру американской кинокритики посвятил фильму "Седьмая печать" свою рецензию лишь через 43 года после выхода фильма на экраны. Но тот факт, что Эберт в 2000 году оценил фильм максимальными 4 звездами и включил его в свой список "Великих фильмов", характеризует кинопроизведение Бергмана как "фильм на века", не теряющий своей актуальности и спустя десятилетия. В своей рецензии Эберт охарактеризовал "Седьмую печать" как "бескомпромиссный фильм, рассматривающий добро и зло с той же простотой и верой, что и его герой."



Впрочем, не только Роджер Эберт оценил высоко фильм Бергмана спустя несколько десятилетий после его выхода на экраны. Современные кинозрители дали фильму не менее высокую оценку. 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Седьмая печать" оценки от 8 до 10. А 24% пользователей оценили фильм максимальными 10-ю баллами. С учетом сказанного рейтинг фильма Ингмара Бергмана "Седьмая печать" по версии FilmGourmand'а составил 8,770, что позволило ему занять 225-е место в Золотой Тысяче.



средневековье, апокалипсис, шведское кино, шедевры мирового кино, ингмар бергман, кино

Previous post Next post
Up